Кулик Л.А. О метеоритах, Вестник знания 1940, №7-8, с.39-42

Когда люди стали изучать падающие на Землю „небесные" тела, то прежде всего убедились в том, что эти тела действительно являются „виновниками и ослепительных световых явлений, и мощных громовых звуков". С другой стороны, ученые установили, что вещество этих тел таково же, как и тел земных. Некоторые из них бывают до того похожи на земные горные породы, что иногда их даже трудно бывает отличить от последних.

Детальное физическое и химическое изучение этих тел показало, что в них нет никаких других элементов, кроме тех, которые существуют и на Земле, Земле, однако, состав и сложение их несколько отличаются от того, что обычно имеет место на Земле: и минералы здесь встречаются такие, которых на Земле нет, и комбинации этих минералов несколько не те, что у земных горных пород, и формы их своеобразны, и нет в них органических веществ животного или растительного происхождения, нет воды и водных минералов, нет осадочных пород; явно обнаруживается в них недостаток кислорода и отсутствие некоторых радиоактивных элементов. С другой стороны, имеются прямые указания на то, что эти тела сложились вне сильного поля тяготения, т. е. вне сферы влияния таких крупных мировых тел, какими являются планеты с их спутниками. Словом, эти космические тела своеобразны, и наука выделила их в особую группу, присвоив им название метеоритов.

Каково же происхождение метеоритов? Где колыбель их?

Фиг.1. Каменный метеорит, найденный 9 июня 1866 г. в верхней Венгрии. Вес камня 294 кг. При падении на землю камень раскололся на три части.

Ответов на этот вопрос давалось много. Их считали и выбросами земных вулканов, и продуктами извержения лунных кратеров, и остатками комет, и аггломератом темной материи галактических и даже межгалактических пространств. До всего этого доходили в результате векового изучения вещества метеоритов и обстановки их падения на Землю. Однако наиболее приемлемой , с нашей точки зрения, является все же кометная теория, относящая метеориты к солнечной системе. В пользу этой теории говорит то обстоятельство, что большинство комет, судя по их путям, относится к солнечной системе, а с путями комет совпадают и пути многих периодических потоков «падающих звезд» и некоторых метеоритов. С другой стороны, эти два последние явления  тесно связаны между собой рядом постепенных переходов и представляют единое гармоническое целое. Сами же метеориты, несмотря на все их разнообразие, также являют собой единую группу тел с рядом постепенных переходов от так называемых чисто-каменных метеоритов к так называемым чисто-железным.

Возраст метеоритов, определяемый радиоактивным методом, не превышает возраста Земли; это обстоятельство также не позволяет отодвигать происхождение метеоритов слишком далеко за пределы нашего солнечного мира. Наконец, частота падения метеоритов на Землю вряд ли говорит в пользу далекого галактического или же загалактического происхождения их.

Не отрицая возможности привноса в таком виде космического вещества на Землю и из других частей вселенной, мы вынуждены все же возражать против огульного отнесения колыбели метеоритов в отдаленные места последней, изученные еще менее, чем наша солнечная система. То обстоятельство, что вычисленные некоторыми астрономами пути некоторых метеоритов уходят в другие солнечные миры, скорее может быть объяснено неточностью наблюдений и методами вычислений, чем действительным положением вещей.

Но как бы то ни было, достоверно одно: метеориты являются телами внеземными. Если в древности эти тела хранили и обоготворяли в силу религиозных предрассудков, то теперь их собирают с неменьшим усердием для того, чтобы тщательным изучением возможно точнее установить условия их образования.

В капиталистических странах сбором метеоритов занимались главным образом частные лица из верхушек господствующих классов. Так, в царской России были известны коллекции метеоритов графа Румянцева, князя Кочубея и др. Довольно часто метеориты собирались изучавшими их научными работниками. В нашей стране можно, например, указать профессоров К. Д. Хрущева и М. А. Толстопятова, преподавателя Ю. Симашко и др. Но из частных рук коллекции метеоритов неизбежно попадают в государственные учреждения, которые и являются обычно основными собирателями и хранителями этих небесных тел.

В прошлом веке центр изучения метеоритов и лучшие их коллекции были сосредоточены в Вене и Берлине. С начала XX века этот центр переместился в англосаксонские государства, главным образом, в США, владеющие и сейчас наиболее крупными собраниями метеоритов и проявляющие большой интерес к сбору и изучению этих тел. В США, например, несколько лет тому назад доктор Г. Г. Найнинджер основал даже специальную лабораторию для изучения метеоритов.

Фиг.2. Железный метеорит, упавший 27 марта 1886 г. в Арканзасе, с США. Совершенный железный метеорит, весом в 47 кг, с красивыми правильными ямками на «грудной» стороне.

В нашей стране сбор метеоритов с начала XX века регулировался особым законоположением, признававшим их государственной собственностью, подлежащей сдаче в высшие ученые учреждения; к таковым в первую очередь относились Академия наук и университеты. Таким образом были созданы коллекции метеоритов в ряде университетских городов: в Москве, Одессе, Киеве, Харькове, Казани, Саратове и др. В Ленинграде, кроме Академии наук и университета, крупнейшей по количеству названий коллекцией метеоритов, глазным образом, иностранных, владел Горный музей. Все же лучшее собрание метеоритов находилось в Академии наук. Эту коллекцию основал во второй половине XVIII века наш замечательный путешественник академик Паллас. На берегах далекого Енисея он обнаружил необычную полужелезную массу, около 3/4 тонны весом, которую доставил в Петербург. Это было время, когда мировые научные круги еще отрицали возможность падения чего бы то ни было „с неба", и происхождение метеоритов пытались объяснять явлениями, имеющими место в воздухе. Поэтому и самые метеориты назывались аэролитами — «воздушными камнями». Академик Паллас не разделял этой точки зрения. Он показал, что привезенная им из Сибири масса не может быть земного происхождения. Вместе со своим современником берлинским физиком Хладни, членом-корреспондентом нашей Академии наук, академик Паллас является пионером и основоположником науки о метеоритах—метеоритики. Куски привезенной академиком Палласом полужелезной массы, получившей название „Палласова железа", в большом количестве разошлись различным коллекциям у нас и за границей. Однако, большая ее часть и в настоящее время хранится в собрании метеоритов Академии наук СССР. Эта коллекция продолжала расти за счет сбора метеоритов на территории нашей страны. В настоящее время она насчитывает около 90% названий метеоритов, упавших или найденных на территории Советского Союза; это создает большое удобство для изучения метеоритов СССР, которым до Октябрьской резолюции уделялось далеко не достаточно внимания. Сбор, обработка собранных по этим метеоритам материалов и изучение современными методами исследования самих метеоритов сосредоточены у нас в Комитете по метеоритам Академии наук СССР, в распоряжении которого находится и академическое собрание метеоритов. Учреждение эго молодое; тем не менее им уже проведена значительная работа. Так, им были выполнены петрографические описания свежевыпавших метеоритов; разрабатывалась методика химического анализа; впервые осуществлялось изучение некоторых физических свойств метеоритов, позволившее и здесь установить своеобразие этих тел по сравнению с земными породами и стеклом; применялся новый магнитный метод для выявления структурных особенностей металлических метеоритов, давший возможность констатировать монокристалличность этих тел, несмотря на их крупные размеры; ставились работы по определению их спектральной отражательной способности и на этой основе был разработан метод очень удобной классификации метеоритов по цвету, а также метод определения последнего с помощью особых таблиц — эталонов; установлена связь с металлургией для решения вопроса об условиях образования структур железных метеоритов, наконец, производилось изучение путей нововыпавших метеоритов и обстановки их падения, столь неооходимое как для дальнейших поисков частей метеоритов, так и для решения вопроса об их происхождении. В ближайшем будущем намечены работы по изучению отдельных минералов метеоритов, по определению таких физических свойств их, как теплопроводность при различных температурах и другие, а также работы по изучению атомного веса метеоритов и определению их возраста.

Фиг.3. Палласит, найденный в 1880 г. в Кентукки, в США. Палласит представляет собою переходное звено между каменным и железным метеоритами

Исключительный интерес представляет работа, проведенная в районе реки Подкаменной Тунгуски. В 100 км к северу от этой реки, на 102° вост. долг, от Гринича, в 1908 году упали метеоритные массы, значительно превосходящие все то, что наблюдалось до сих пор. Ряд необычайных явлений сопровождал это падение. Утром 30 июня 1908 года сейсмографы всего мира отметили многократную земную волну. Барографы и микробарографы записали воздушную волну, дважды обошедшую земной шар. Очевидцы засвидетельствовали распространение по всей Сибири и Европе особых, «серебристых» облаков на высоте, по-видимому, около 83 км над землей, превративших ночь на 1 июля 1908 года в сплошную зарю, даже на юге нашей страны. Очевидцы сообщали о нескольких мощных ударах — взрывах, которые в это тихое и ясное утро были слышны на расстояниях, превышающих 1000 км. Говорили о полете огненного тела, затмившего собой свет Солнца и упавшего на тайгу, откуда к небу вырвался сноп огня, наблюдавшийся за 400 км, о мощном вихре, гнавшем воду в реках и озерах валом, сбивавшем с ног людей и лошадей даже за 600 км от центра падения; говорили о том, что на месте падения повалило лес, и из-под земли била вода.

В 1927 году примерно в 100 км к северо-западу от фактории Вановары, на Подкаменной Тунгуске нами было установлено наличие единственного в своем роде ореольного обожженного бурелома на площади свыше 1000 км2. Древесные стволы лежали вершинами наружу. Они были лишены крон; места же излома вершин и ветвей были обуглены. Этот ожог был прослежен на 15—20 км во все стороны. В центре бурелома обожженный лес стоял на корню, окружая огромное болото с остатками по периферии вечномерзлых бугристых торфяников, несущих следы катастрофы.

Работами последующих трех лет было установлено, что вся эта область лежит в зоне сплошной вечной мерзлоты, и что естественными местными явлениями, связанными с ней, наблюдавшихся аномалий объяснить нельзя. Был поставлен вопрос об аэрофотосъемке, которая и была осуществлена в 1937 и 1938 гг. Она дала прекрасную картину бурелома и центров, на которые приходятся направления поваленных деревьев. Все это совпало с наземными инструментальными определениями, сделанными нами еще в 1928 году. Так как главные центры, по данным аэрофотосъемки, пришлись на участки Большого южного болота, то в 1939 году, при окончании геодезических работ, попутно было проведено изучение характера дна болота в этих местах. Эти работы показали, что дно болота имеет небольшие, весьма характерные глубины; с другой же стороны, донные отложения здесь катастрофически перемешаны. Это дало нам еще одно подтверждение правильности сделанного нами предположения о возможности наличия в исследованных пунктах метеоритных масс. Предположение это подтверждается и целым рядом других, косвенных признаков, например, наличием мелко дробленого вещества местных горных пород, так назыв. „горной муки", нахождением в некоторых местах сплавленных в стекловидную пузыристую массу местных песков (или супесков), наличием в некоторых донных пробах микроскопически мелких шариков никелистого железа и таких же кварцевых песчинок, сплавленных в гроздья.

Над точным установлением местоположения частей метеорита работает специальная экспедиция Академии наук СССР.

Л. Кулик, проф.