Драверт П.Л. и Астапович И.С., К вопросу об ощущении лучистой теплоты болидов.
"Природа", т. 27, № 3, 1938, с. 108—109.

Природа 1938, т. 27, №3, с. 108-109.

К ВОПРОСУ ОБ ОЩУЩЕНИИ ЛУЧИСТОЙ ТЕПЛОТЫ БОЛИДОВ

Из русской литературы по метеорной астрономии и метеоритике мы знаем только два описания, передающих впечатления наблюдателей от лучистой теплоты снижающегося болида.

Первый случай относится к падению тунгусского метеорита 30 VI 1908 г. и стал известным, когда Л. А. Кулик опубликовал сообщения двух свидетелей этого события, проживавших на фактории Вановара. Один из них в момент появления болида ощутил такой жар, что, по его словам, на нем едва не загорелась рубашка. Другой, находившийся поблизости, почувствовал, что ему «вдруг что-то как бы сильно обожгло уши», и он подумал, что загорелась крыша дома, из которого он перед этим вышел во двор2.

Второй случай кратко зафиксирован в статье П. Драверта «К истории Тарского болида 1 III 1929 г.»3 и более подробно изложен в дневнике экспедиции, снаряженной по этому поводу.4 Один из многочисленных свидетелей последнего события, крестьянка О. Десятова, сообщила, что в момент пролета болида, когда она ехала в санях около д. Секменево, Тарского округа, «ее лицо обдало жаром, какой ощущается у близ топящейся печки».

Не так давно И. С. Астапович сопоставил эти два наблюдения в своей работе «Новые материалы по полету большого метеорита 30 VI 1908 г. в Центральной Сибири».5

Описанные случаи не внушают сомнений. Следует полагать, что температура низко опускающихся крупных болидов даже в последних стадиях их полета может еще достигать 2000—3000°. Доказано, что поперечники некоторых болидов измеряются сотнями метров и даже километрами, и сами болиды входят иногда в пределы тропосферы.6 Естественно, что чувствительная кожа лица нормального человека способна получить достаточно сильное физиологическое раздражение от радиации такого метеора. Аналогичные ощущения испытываются нами при созерцании на довольно значительных расстояниях больших лесных или городских пожаров.

Отсутствие до последнего времени в научной литературе указаний на подобные случаи объясняется тем, что, хотя болиды с большой лучеиспускающей оболочкой и появляются иногда на глазах людей, тем не менее сами невольные наблюдатели не вступают по тем или иным причинам в число исследователей этих явлений. Нам кажется, однако, что углубленные изыскания в старинных источниках, а в особенности широко и систематически поставленные опросы среди сельского населения могут дать некоторый дополнительный материал к данному вопросу.

В так наз. «Летописи Сибирской», точная копия которой хранится в библиотеке Тобольского музея, содержится описание интересного болида, подтверждающее нашу мысль.

Под 7191 г. записано следующее: «Месяца ноября 4 дня воздушное явление в Тобольску ж: на западе на воздусе внезапу аки пещь великая затопилась; и светлость и теплота яко от солнца зрящим людем лицо грели. И тако виделось с четвертого часа до шестаго ночи. И вдруг разделилось на двое, и прежде полуденная половина меньше стала ставать да и исчезла, потом и северная невидима стала».

В немногих словах здесь вполне ясно передан факт ощущения лучистой теплоты болида его случайными свидетелями. 14 ноября 1683 г., в холодную зимнюю ночь, некоторые обитатели г. Тобольска (58° 12' с. ш. 68°14' в. д.) испытали на себе действие радиации мощной газовой оболочки метеорита, летевшего навстречу Земле (в противоположность дневным, догоняющим Землю); а наибольшие световые и тепловые эффекты, как известно, производятся встречными метеоритами.

Масса космического камня была достаточно велика; сопротивление воздуха сильно уменьшило его скорость и удлинило время видимости болида. Возможно, что он летел с малым наклоном траектории к горизонту. В силу замедления своего движения он проник достаточно глубоко в атмосферу, где произошло дробление метеорита и разделение болида на две неравные по объему части. В области задержки (которая, как мы думаем, находилась на сравнительно небольшой высоте над поверхностью Земли) световые явления закончились.

Длительность промежутка времени, в течение которого, наблюдался болид, в летописной передаче, как это часто бывает, неумышленна преувеличена. Летописец составлял свое описание на основании рассказов нескольких очевидцев, из которых каждый по своему определял начало или конец события, отчего практически весьма недолгий отрезок времени возрос у летописца до двух часов. Основываясь на вышеизложенном, мы с известной долей вероятности можем оценить время видимости тобольского болида в порядке 5—8 сек.

Нельзя не обратить внимания на месяц и день появления болида — 14 XI 1683 г.; случайно или неслучайно здесь — совпадение по времени с метеорным потоком Леонид.

Итак, мы располагаем уже тремя примерами, когда лучистая теплота болида воздействует на восприятие человека. В существующих инструкциях для наблюдателей метеоров и болидов отсутствует пункт, предусматривающий возможность таких явлений. Нам кажется, что точное установление фактов, подобных вышеуказанным, тщательное изучение их и приведение в систему не будут излишними для метеорной астрономии. Вероятность повторения случаев, о которых шла здесь речь, особенно велика для нашего СССР с его исключительно громадной площадью.

Известный сибиревед Н. А. Абрамов (1812— 1870) в одной из своих работ опубликовал интересное наблюдение, сделанное им в г. Березове (бывш: Тобольской губ.) 23 августа (4 сентября) 1849 г. Привожу с незначительными пропусками сообщение Абрамова.

«Небо большею частью было чисто; в немногих только местах видны были слоистые и кучевые облака… Вдруг, при умеренном с.-з. ветре, с ю.-з. на с.-в. мгновенно пролетела необыкновенная звезда, в косвенном направлении к низу, и в воздухе с шипением рассыпалась многими огненными искрами. Не успев видеть точки, от которой начался полет метеора, я мог только заметить приблизительную высоту его над горизонтом, косвенно от 10 до 8 близ Прокиона... Лучезарный свет звезды, мало уступающий солнечному, осветил пролетаемое пространство... При пролете метеора в атмосфере мгновенно сделалась чувствительная оттепель»7.

Кроме того, Абрамов в том же Березове дважды наблюдал так наз. «открытие неба» (т. е. также падение болидов), одно — в шестом часу вечера 6 (18) ноября 1845 г., другое — в 7 час. веч. 24 октября (5 ноября) 1849 г. «По миновании этих феноменов, — замечает автор,— в обоих случаях вдруг заметно было повышение ртути в термометре, но столб в барометре остался без перемены».8 Напомним, что это еще было в эпоху увлечений метеорологическими теориями метеоров; в обоих случаях, вероятно, имело место простое совпадение.

П. Драверт.

В дополнение к интересным материалам, сообщаемым проф. П. Л. Драверт, можно привести еще два указания из западноевропейских источников. Первое9 из них относится к 1804 г.

Проф. Вреде (Wrede) с одним спутником во время прогулки 22 октября заметили яркий метеор, и оба ощутили на своих лицах его теплоту. Это был быстрый объект. Второе указание принадлежит венскому академику, известному исследователю метеоров Эдмунду Вейссу.10 Изучая материалы по движению болида 3 октября 1905 г., он сообщает, что один из наблюдателей будто бы ощутил на своем лице теплоту его излучения.

Мы не имеем достаточно оснований полностью отвергать эти явления, приписывая их чистому самовнушению. Количество теплоты от болида, достигающее наблюдателя, можно приближенно оценить. В самом деле, согласно измерениям астронома Петита (Pettit) звезда Ориона в зените излучает 5.4 10-5 эрг/см2/сек. или 7:7 10—11 кал./см2/мин.; ее температура Т = 3100°, тип МО (красный гигант) и видимая яркость 1 вел. Болид, яркостью равный Луне в первой четверти, т: е. минус 9-й звездной величины, даст в (2;512)1+9=2.51210 или в 10 000 раз больше, т. е. 7.7 10-8 кал./см2/мин. В случае падения сибирского метеорита 30 VI 1908 г. его видимая яркость, надо полагать, превосходила — 20 или даже —22 звездную величину (зв. вел. Солнца есть — 26), и неудивительно то ощущение «жара», которое испытали Косолапов и Семенов в Вановаре, в 60 км от места падения.

Во всяком случае на явление, отмечаемое проф. П. Л. Драверт, следует обратить внимание.

И. Астапович.

2 Л. А. Кулик. К вопросу о месте падения тунгузского метеорита 1908 года. — Докл. Акад. Наук СССР, 1927, стр. 400—401.
3 Изв. Зап.-сиб. отд. Русск. Геогр. общ., т. VII, Омск, 1930.
4 Рукопись в метеоритном отделе Ломоносовского института Акад. Наук СССР.
5 Астроном, журн., т. 10, № 4, 1934, стр. 466.
6 Отмечены высоты погасания болидов в 8, 6, 5%и даже 4 км (12 II 1875).—И. Астапович. Физические явления при полете метеоров. Мироведение, № 3, 1934.
7 Н. Абрамов. Описание Березовского края. Зап. Русск. Гергр. общ., кн. XII, СПб., 1857, стр. 442.
8 Ibid., стр. 442.
9 Gilb. Ann. d. Phys., 18, 431, 1804.
10 E. Weiss, Denkschr. Wien. Akad., 1915, 255—346.