Кулик Л.А. Предварительные итоги метеоритных экспедиций 1921-1931 гг. Тр. ЛИГЕМ АН СССР, 1933, №2, с.73-81.

ТРУДЫ ЛОМОНОСОВСКОГО ИНСТИТУТА АКАДЕМИИ НАУК СССР. Travaux de l'lnstitut Lomonossoff de l'Academie des Sciences de l'UBSS 1933, №2, с.73-81

Так как рядом наших научных работников в минувшее десятилетие совершенно отрицался самый факт падения метеорита 30 VI 1908 г., то первые мои рекогносцировочные поездки по Сибири и на Подкаменную Тунгуску в 1921—1927 и в 1923 гг. были посвящены, главным образом, сбору у очевидцев падения данных по обстановке этого падения. При этом мною был открыт радиально поваленный лес (фиг. 1 и 2) и бегло осмотрена центральная площадь этого бурелома, насчитывающая около 5 x 5 кв. км.

Фиг. 1. Схема бурелома

Фиг. 2. Бурелом наХушмо в 15—18км от центра. Деревья повалены вершинами в гору.

В 1929—1931 г. мною была совершена еще одна, почти двухлетняя, экспедиция с зимовкой на месте падения для выяснения ряда вопросов и систематического, планомерного, изучения этой местности.

Показания свидетелей, оптические явления, мощные сейсмические и воздушные волны, сплошной радиальный бурелом радиусом свыше тридцати километров и сплошной равномерный ожог центральной площади бурелома радиусом до 15 км, а также грандиозное распыление метеоритного вещества в атмосфере (ночные зори, белые ночи) давно привели и меня к твердому убеждению в том, что это падение 30 VI 1930 г. (так в оригинале) далеко выходит из ряда обычных падений метеоритов, задерживаемых воздухом. Кроме того, я полагал, что при этом падении, в результате трансформации огромной кинетической энергии этого утреннего метеорита, должен был, при ударе о землю, иметь место взрыв с образованием в почве кратеров.

Вот почему наше внимание в центре бурелома прежде всего привлекли к себе округлые депрессии, сходные с метеоритными кратерами. Таких депрессий там было много. В Ленинграде нам возражали, что эти депрессии являются нормальными образованиями, приуроченными к южной границе вечной мерзлоты. Указывалось на то, что неполное смыкание вечной и зимней мерзлот обусловливает в Забайкальи наличие в почве, между двумя мерзлыми горизонтами, обособленных, наполненных водой полостей; при дальнейшем замерзании там происходит образование бугров, лопающихся под напором сжатой воды и образующих затем кратероподобные углубления. Другие ссылались на карстовые явления в предполагаемых ими в центре падения известняках или же — подозревали наличие там линз соли, которые, в результате довольно сложных процессов, могли, по их мнению, дать подобие совершенно круглых метеоритных кратеров.

В 1929—1930 гг. мы провели в экспедиции 20 месяцев и прожили в центре бурелома зиму. Местность эта представляет собой гористую территорию, сложенную главным образом сибирскими траппами, покрытыми в долинах делювиальными отложениями. Эта местность является водораздельной для двух речек, Хушмо и Кимчу. В северной части этой территории преобладают, среда холмов, бугристые торфяники (фиг. 3), в южном участке—болото. Вся местность в центре бурелома, судя по оставшимся сухим деревьям, обожжена сверху; почва тоже носит следы ожога, а также — новообразований.

Фиг. 3. Схематический чертеж центральной площади бурелома. Показано: а) стрелками — направление поваленных деревьев, определенное компасом; б) треугольниками — вершины горок, определенные теодолитом,- в) квадратом — место работ в 1929—30 гг. В 1929 г. на горе „Фаррингтон" геодезистом С. Я. Белых был установлен астрономический пункт, координаты которого:      = 60° 54' 58". 98.      = 101° 56' 69". 79.

Вероятным центром падения и нахождения метеоритных кратеров является, по нашему мнению, южное болото (фиг. 4); оно, по-видимому, обязано своим современным состоянием именно падению метеорита. Так как сложившаяся обстановка не позволила нам поставить работы в этом южном болоте, то мы свои систематические исследования начали с ceвеpной, доступной нам для бурения, части центра бурелома (фиг. 3 и 5).

Фиг. 4. Весна 1929 г. Южное болото. Выступили концентрические валы торфа. Предполагаемый центр падения—вправо.

Фиг. 5. Бугристый торфяник. В центре — округлая депрессии, возле которой велась работы. Ближе — белая крыша избы.

Работы на бугристых торфяниках в 1929—1930 гг. показали, что как здесь, так и в южном болоте, имеются следы более высокого уровня воды, а также — несомненные следы перенесения и смыва торфяных масс, сдвиг их, собирание торфа и глин в складки (фиг. 6) и перемешивание его местами, с верхними слоями подстилающих его глин (фиг. 7). Предварительное ознакомление с горными породами в центре бурелома показало нам почти повсеместное распространение здесь, под осадочными породами, траппов, отсутствие в исследуемом месте известняков, гипсов и линз или слоев соли. Три буровых скважины (фиг. 8, 9 и 10), заложенные нами по бортам и в центре одной из округлых депрессий на бугристом торфянике, до предельной глубины одной из скважин в 31.5 м, показали наличие, под слоем поверхностного (0—2 м) торфа, вечно мерзлых, неоднородных по своему составу, глинистых отложений до уровня 25 м, а ниже — водоносный горизонт в песчаных отложениях. Водоносный горизонт, из-за недостатка обсадных труб, буром пройден не был.

Фиг. 6. Траншея, проведенная к округлой депрессии. В стенке видны мощные темные складки мерзлых илов. Выше них — толща торфов.

Фиг. 7. Одна из перемычек траншеи, отделяющих ее от круглой депрессии. Видны перемешанные участки мха, торфа, глины (ила) и льда. Лопата положена на мерзлую (с прожилками льда) глину (ил).

Фиг. 8. Буровой сарай над скважиной № 3; в правом нижнем углу снимка — скважина № 2.

Фиг. 9. Буровой сарай над скважиной № 3. Вдали — база экспедиция у подошвы горы Стойковича.

Температура вечной мерзлоты под депрессией оказалась выше, чем в окружающей местности. Поверхность болота в этой депрессии интенсивно зарастает сфагнумом, возраст которого не превышает 20 лет. Тот же возраст имеет и окружающая древесная молодая поросль.

Зимняя и вечная мерзлота полностью смыкаются к новому году при наличии свыше, чем полуметрового снежного покрова и при минимальной температуре зимой 1929 года в —56°С.

Южная граница сплошной вечной мерзлоты лежит, считая по меридиану центра бурелома, во всяком случае, значительно южнее реки Ангары, т. е. на много сот километров к югу от центра падения.

Так как вся местность центра бурелома покрыта теперь сплошным моховым покровом (исключая немногих каменных осыпей в горах), то поиски отдельных наземных кусков метеорита в настоящее время весьма затруднены, хотя туземцы и говорят, что они находили раньше куски «чистого» железа в окрестностях центра бурелома.

Проведенные нами и незаконченные еще работы (особенно — буровые) не дали нам исчерпывающего ответа на вопрос о происхождении в северной половине центральной площади бурелома интересующих нас округлых депрессий, упоминавшихся иногда в литературе о Тунгусском метеорите, как кратеры. Ни карстовая, ни соляная теория, ни теория пузырей между несмыкающимися нацело зимней и вечной мерзлотами не могут дать нам объяснения происхождению этих образований.

Кроме собственно метеоритной теории происхождения некоторых округлых депрессий на бугристых торфяниках в центре бурелома мы можем привести в настоящее время еще и ряд других гипотез; упомянем здесь пока хотя бы о следующих. Во-первых, эти депрессии могут быть связаны с образованием установленных нами складок в торфянике, вследствие давления воздушных волн, обусловленных частями метеорита при их взрывном внедрении в почву. С другой стороны, они могут быть также связаны и с частичным нарушением целости торфяного покрова и его всплыванием и сносом в результате наводнения, обусловленного тем, что предполагаемые нами настоящие метеоритные кратеры в южном участке центра бурелома сыграли роль артезианских колодцев после того, как отдельные (в несколько сот тонн минимум) куски метеорита пробили вечную мерзлоту и достигли водоносного горизонта.

Несомненные следы наводнения находятся также в согласии и с показаниями свидетелей, которые говорят о том, что в момент падения метеорита 1908 г. там пробило ударом землю, и из-под земли в течение нескольких дней била кверху вода.

Возможно, затем, и это будет вернее, и комбинированное действие наводнения и сдвигов в торфе при резко изменившихся условиях инсоляции вследствие сплошного ожога и практически мгновенного уничтожения леса на огромной территории.

Допустимо, наконец, также и то, что растепление вечной мерзлоты и образование этих круглых депрессий началось под действием второстепенных мелких (в десятки может быть тонн весом) кусков метеорита, задержанных воздухом и, подобно метеориту Гоба (ЮЗ Африка), не пробивших, глубоких кратеров, а лишь прошедших через торф до вечной мерзлоты, залегающей здесь летом на глубине всего лишь 0.5 м (в среднем). Своей большой теплопроводностью и нарушением целости нетеплопроводного покрова эти куски метеорита, при катастрофично изменившихся условиях инсоляции, могли бы способствовать растеплению вечной мерзлоты и образованию небольших округлых депрессий.

Среди бугристых торфяников в центре падения в одном из современных болотистых протоков, в котором можно было бы предполагать один из стоков вышеупомянутых артезианских вод, нами была взята проба глины, показавшая мельчайший остроугольный не выветрившийся еще материал, — результат взрывного измельчения местных траппов.

Таким образом, к настоящему времени мы имеем, во-первых, большое число указаний на огромное наблюдавшееся нашими современниками падение метеорита, ударившегося в почву со взрывом и, во-вторых, незаконченные нами работы по исследованию места этого падения, равного по-видимому открытым в 1931 г. австралийскому, аравийскому; и другим, относительно которых неизвестно пока, чтобы они кем либо наблюдались.

Очередными задачами дальнейшего исследования места тунгусского падения 1908 г. являются:

1) аэро-фотосъемка для получения точной картины бурелома и геометрического центра исходных пунктов для воздушных волн, поваливших деревья и 2) нивелировка дна южного болота для обнаружения там предполагаемых нами метеоритных кратеров.

В 1931—1933 гг. Академия Наук СССР работ на месте падения тунгусского метеорита 1908 г. не вела.

L. A. Kulik

Vorlaufige Resultate der Meteoritexpeditionen der Jahre 1921—1931

Zusammenfassung

Die Jahre 1921—1928 sammelte der Verfasser Material um die eigentliche Tatsache des Falles eines Meteoriten an der Podkamennaja Tunguska, am 30 VI 1908 zu beweisen. Es wurden drei Expeditionen ausgefuhrt, wobei der Verfasser im Jahre 1927 auf einer grossen Flache radial umgesturtzte Baume entdeckte, welche in den dem Zentrum am nachsten liegenden umgebenden Gebieten angekohlt waren. Ausserdem wurde ein Material gesammelt, welches von machtigen optischen Erscheinungen gigantischen seismischen Wellen und Luftwellen und Silberwolken zeugt, welche am 30 VI 1908 in Europa und Sibirien Roten am Nachthimmel (helle Ntichte) hervorriefen. In den Jahren 1929—1930 fuhrte die Expedition des Verfassers auf der Podkamennaja Tunguska im Laufe von 11/2 Jahren systematische, planmassige Untersuchungen aus: meteorologische, geologiscbe und andere. Es sind folgende vorlaufige Resaltate erhalten worden. Die Katastrophe an der Podkamennaja Tunguska, im Becken der Flusschen Chuschmo und Kimtschu hat zweifellos stattgefunden. Auf einer Flache von einem Durchmesser von ungefahr funfzig Kilometer, teilweise sogar von uber hundert Kilometer sind die Baume strahlenformig umgesturzt. Im Zentrum, auf einer Flache von einem Durchmesser von 30 km, war die ganze Gegend oben verkohlt. Im Zentrum dieser Flache steht noch bis oben toter, arjgekohlter Wald (5X5 km).

Als wahrscheinliches Zentrum des Falles halt der Verfasser den „Grossen Sudlichen Sumpf" im Zentrum des strahlenformig umgesturzten Waldes. Nebenbei, nach Norden hin, auf dem hockrigen, gefrorenen Torfmoor sind Schube und Faltungen konstatiert worden, im gefrorenen Torfe und den unter ihm liegenden Tonen beobachtet man beide Erscheinungen, Spureu eines hoheren Niveau's des Wasserspiegels, ebenso wie Abtragung und einen Platzwechsel der Torfschichten und der einzelnen verkohlten Baume. Die Bohrung Torfmoores bis zu 31.5 m zeigte, dass die Kalksteine und Salzschichten im Zentrum der niedergesturzten Baume nicht vorhanden sind. DerBoden taut im Sommer auf 1/2 Meter auf. Das Wintereis und das ewige Eis gehen schon zum neuen Jahre ineinander uber. Unter 25 m ewigen Eises befindet sich ein wasserfuhrender Horizont. Die Grenze des volligen ewigen Eises auf dem Meridian des Fallzentrums liegt hunderte von Kilometer nach Suden, d. h. — bedeutend sudlicher als der Fluss Angara. Das Alter des jungen Pflanzennachwuchses betragt im Durchschnitt nicbt mehr als 20 Jahre. Die Tungusen fanden dort nach den Fall Stucke eines offenbaren Eisenmeteorites. Die gerundeten Depressionen auf den Torfmooren sind weder Karsttrichter, noch Bodeneinbruche infolge der Auflosung von Salznestern, noch Einbruche des gefrorenen Bodens, wie solche im Gebiet der Sudgrenze des ewigen Eises stattfinden. Es ist dem Verfasser nicht moglich eine Erklarung ihrer Herkunft von Beendung seiner zeitweilig unterbrochenen Arbeiten zu geben, obwohl er eine Reihe wahrscheinlicher Hypothesen anfuhrt.