Кулик Л.А. Метеорит Мамра - Докл. АН СССР, 1929, серия А, №4, с.81-82.

Доклады Академии Наук СССР 1929

Comptes Rendus de l'Academie des Scienses de l’URSS

Л. А. КУЛИК. Метеорит Мамра. [L. KULIK. Le meteorite de Mamra.]

(Представлено академиком В. И. Вернадским в ОФМ 16 I 1929.)

В конце 1927 г. в Метеоритный Отдел Минералогического Музея поступили сведения о том, что Общество Изучения Казакстана, помещающееся в городе Кзыл-Орде имеет кусок недавно упавшего с неба камня; кусок Обществом был передан для хранения в Центральный Музей Казакстана.

7 февраля 1928 г. Метеоритный Отдел просил Общество о присылке образца для исследования, и 20 мая 1928 г. Центральный Музей Казакстана прислал просимое в Метеоритный Отдел Музея вместе с описанием обстановки падения и данными качественного анализа, произведенного химической лабораторией Горно-Техначеской Конторы при BСНX Казакстана.

Обломок происходит из Кзыл-Ордынского уезда Кара-Узекской волости. Он был доставлен в Кзыл-Орду казаком Сейлом Дурысовым. Падение имело место ночью 5 мая 1927 г. в урочище «Мамрдын Кырк», «Кулаш Кудыги», вблизи колодца Мамра, на границе Чамбайского и Кзыл-Ордынского уездов. В русском переводе показание свидетеля передается в таком виде: «15 мая 1927 года шел небольшой дождь, ветер рвал облака, раскаты грома походили на выстрелы. Несколько времени спустя облака разошлись, и стало светить солнце. В местности Уйе-Тюбе раздались четыре удара грома и после них — свист, как от летящей пули. Я сам находился в то время в местности Кызыл-Kумa (у колодца Мамра, глубина которого около 40 метров) в доме Ее-Мурзы, в 100 шагах от которого был услышан удар от падения. Весь народ испугался,—дело было ночью, и никто больше не спал. Утром вся публика собралась и обыскали всю местность, — нашли опаленное, как от костра, место. Там мы нашли черный камень, но мы испугались и подошли со страхом, подняли и рассмотрели. Снаружи он был черный, как обожженный порохом. Камень был шестиугольный, но плоскости не ровные, а с выемками. Нам он показался вышедшим из огня, — молотком разбили его. Камень взвесили,— оказалось 21/2 фунта. Пришли с другой стороны казаки и удивились, что такое: «никак не разберешь». Потом стали спрашивать аксакалов и муллу, но они тоже не знали в чем дело. Камень падал в ночь под понедельник»...

Присланный образец представляет собой осколок, весом в 58,8 г. С двух его сторон, образующих двугранный угол, он покрыт черной матовой корой плавления и пьезоглиптами (см. рис. 1). На одной из этих сторон имеется свежеобнаженная от коры площадка размерами 0,9 х 0,5 см, происшедшая, по-видимому, от удара при разбивании камня. На средине ребра двугранного угла тоже имеется обнажение размеров: 1,1 х 0,4 см, но края коры здесь иного характера: они указывают на то, что повреждение целости коры произошло в то время,  когда она была еще пластической.

 

Рис. 1. Нат. Вел.

Все прочие наружные части образца представляют собой поверхность раскола, имеющую голубовато- (дико-) серый цвет (см. рис. 2 и 3).

 

Рис. 2. Нат. вел.

 

Рис. 3. Нат. вел.

На этой поверхности видно много мелких зерен металлических соединений (по-видимому — сернистого и никкелистого железа), а также — редкие хондры силикатов. Из данных анализа вышеупомянутой лаборатории видно, что образец содержит главным образом Fe и SiO, затем — небольшое количество CaO и следы MgO и Ni.

Таким образом, на основании наружного осмотра и данных качественного химического анализа образец этот можно отнести безусловно к каменным метеоритам и предположительно — к серным хондритам.

Дальнейшим количественным химическим анализом и петрографическим изучением образца можно будет установить его место в ряду каменных метеоритов.

8 января 1929 г. Ленинград.