Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Кулик Л.А. Инструкция для наблюдений над падением болидов
Кулик Л.А. Рудничные работы в «Метеоритном кратере» Аризоны
Кулик Л.А. Метеорит в Абиссинии
Кулик Л.А. Отдел метеоритов
Каталог
Кулик Л.А. Инструкция для наблюдений над падением болидов, Русск. Астрон. Календарь. Изд. Нижегор. кружка любителей физики и астрономии. 1925, вып.XXVIII, с.157-159
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Библиография » 1920-29 » 1925 » Кулик Л.А. Инструкция для наблюдений над падением болидов

Эта статья включена в Рус. Астр. Календарь при обстановке, исключающей возможность дать к моменту выхода его в свет вполне разработанный материал. Поэтому мы ограничиваемся ниже помещенной инструктивной схемой для производства наблюдений над падением болидов.

Отсутствие определенности, а отчасти и условность понятий „болид" у того или иного автора, понятия, зависящего к тому же иной раз и от преследуемых последним ближайших целей, заставляет нас прежде всего оговориться здесь, что именно, для данного случая, мы будем подразумевать под этим названием.

,,Болидами" или огненными шарами мы называем крупные падающие звезды или метеоры, имеющие диск с диаметром, достигающим частей лунного поперечника и даже иногда превосходящим его. Болиды обычно ярко освещают окружающую местность. Иногда они пролетают не делясь, в других же случаях дробятся на мелкие части, сыпят искры. Бывает и так, что диск (голова) болида оканчивается сзади хвостом, а иногда оставляет еще за собой светлую полосу — след. Бывают и такие случаи, когда полет болида сопровождается звуками; гулом или грохотом, при чем иногда наблюдаются отдельные громовые удары. Последние указывают на возможное выпадение на землю камней, наз. метеоритами. Необходимо заметить, что нельзя провести резкой границы между метеорами и болидами с одной стороны, и полетом болидов и падением метеоритов с другой.

На небе, кроме ярких болидов, появляются иногда тела со значительным поперечником, нередко с Луну и больше, имеющие туманный, слабо освещенный диск. Бесшумно и медленно пролетают они по небесному своду. На них мы тоже обращаем внимание наблюдателей.

От наблюдателя болидов желательно получить данные по следующей схеме.

1)   Год, месяц и число нов. ст.

2)   Час и минуты с точным указанием, по какому времени ведется счет: по местному - солнечному, поясному, астрономическому и т. п.

3)   Какими часами пользовался наблюдатель, степень их точности, степень точности отсчета наблюдателем различных моментов явления.

4)   а) Координаты и для начальной и конечной точек пути болида. Необходимо указать, каким атласом пользовался наблюдатель; или б) положение пути болида между звездами (путь наносится на звездную карту, а если ее нет, то тотчас же после наблюдений делается рисунок данной части неба и на него наносится путь болида); или в) высота над горизонтом и азимут в градусах для начальной и конечной точек пути болида, угол его пути с горизонтом, длина пути в градусах или диаметрах Луны или же по расстоянию между знакомыми звездами.

5)   Продолжительность полета в секундах и долях секунды.

6)   'Размеры диска (ядра, головы) в минутах или частях лунного диаметра (средняя величина диаметра Солнца равняется 32', а Луны 31 '.5).

7)   Цвет болида.

8)   Яркость (сила света) болида в Звездных величинах или по сравнению с планетами, Луной, Солнцем. Яркость Солнца:= - 26 mg; яркость Луны в полнолуние——12 mg, в возрасте 5—6 дней=—8 mg; средняя яркость Венеры—3,5 mg. (знак mg означает звездную величину).

9)   Форма болида. Изменения, происходящие с ним во время полета. Хвост. Дробление (деление на части) болида; характер этого дробления: порядок деления, количество отделившихся частей, их величина, форма, цвет и пр.; взаимное расположение отделившихся частей и направление их полета Искры, их количество, цвет, время появления относительно начала и конца явления. След, его длина, ширина, продолжительность видимости, цвет, изменения и т. д.

10) Наличие или отсутствие звуков. В первом случае—точное указание характера их, особенно же наличие резких, отдельных, как бы громовых ударов.

11) Условия наблюдения: освещение (Луна, ее фаза, высота ее над горизонтом, заря и пр.); облачность и характер облаков; температура; влажность; направление и сила ветра; прозрачность воздуха и степень его спокойствия; состояние наблюдателя (усталое, бодрое и т. п.).

12) Желателен рисунок болида: его пути, ориентированного по звездной карте, или по звездам на глаз, или по горизонту и странам света. Фотографический снимок имеет исключительное значение.

13) Если полет болида окончился установленным падением метеорита, то следует тотчас тетелеграфировать по адресу: Ленинград, Академия Наук, Метеоритному отделу. Расход по телеграмме будет возмещен немедленно. Одновременно следует сообщать все подробности падения письмом и приложить свой адрес.

14) Место наблюдения (точно и подробно). Хорошо дать географические широту  и долготу  от Пулкова.

15) Имя, отчество, фамилия, возраст и точный адрес наблюдателя.

Письма и посылки до 16 кг по след. адресу идут бесплатно: Ленинград, Васильевский Остров, Унверситетская набережная, 5, Российская Академия Наук, Минералогический Музей, Метеоритному отделу.

Москва. 2 Всесоюзная Конференция Краеведения.

13 декабря 1924 г.

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт