Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
1. Демографический парадокс
2. Экологический барьер
3. Параметры роста экологической ниши
4. Первобытная и языческая экология
5. Мировые религии и экология
6. История человечества в свете экологии
7. Экологическая история Человечества
8. Экологическая пауза Человечества
9. Численность Человечества в экопаузе
10. Экологическая экспансия Человечества
11. Информационный барьер
12. Золотой миллиард и энергоёмкость экологической ниши
13. Системный кризис Человечества и экологический императив
14. Выводы
Литература
Приложение
Каталог
5. Мировые религии и экология
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Проза » В.А. Воробьев, Т.В. Воробьева, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА » 5. Мировые религии и экология

А произошла смена экономических и социальных систем большей части Человечества. Произошёл переход от присваивающей экономики к производящей. Соответственно, кровнородственные, племенные и этнические сообщества людей заменяются суперэтническими объединениями: государствами, империями и цивилизациями. Централизованной власти этих объединений нужны были единые боги, олицетворяющие не природные, а социальные силы, регулирующие уже не отношения человека с природой, а отношения личности и общества. Во всех древних цивилизациях (и ярче всего в гидравлических цивилизациях) мы наблюдаем выстраивание иерархии богов, а затем и упрощение пантеона, сведение множества местных богов и божков до уровня «духов» злых и добрых. Многие известные нам религиозные системы 1-го поколения (такие как египетская, греческая, римская, ветхозаветный иудаизм и др.) демонстрируют эту постепенную «централизацию власти»: на Небесах – в руках главного бога, на Земле – в руках монарха. Ветхий Завет донёс до нас драматическую Священную Историю борьбы чистого монотеизма с многобожием.

Можно заметить, что все современные религии появились в Старом Свете почти одновременно в историческом масштабе времени – в течение 2000 лет, прошедших между «Исходом» евреев из Египта и «Хиджрой» Магомета из Мекки в Медину. Расцвет этой эпохи становления мировых религий К. Ясперс назвал осевым временем и подробно описал [16]. Духовная сущность осевого времени – становление монотеизма. И, тем не менее, даже современные религии, особенно иудаизм, несут в себе реликты язычества: идею избранности, табу и инициацию.

Современные мировые религии (в разной степени) имеют следующие общие черты:

  1. Моральное осуждение и там, где возможно, узаконенное запрещение всех вышеперечисленных «языческих» способов ограничения численности населения. Более того, женщины и дети объявляются наиболее ценными членами общества.

  2. Прозелитизм – активное распространение своей веры. Исключение составляет древнейшая монотеистическая религия – иудаизм, и в этом, возможно, следует искать причины особой судьбы еврейского народа.

  3. Нетерпимость – активное противостояние, в том числе и военное, распространению иных религий и даже иных конфессий той же религии.

  4. Повышенная этичность – сосредоточенность на нормах отношений между людьми и нормах морали, противостояние добра и зла, их борьба.

  5. Милосердие – провозглашение любви к ближнему, как высшей моральной нормы.

  6. Антисексуальность – отрицательное отношение к сексу, его ограничение и обусловленность гораздо более сильные, чем в древних культурах и в язычестве – единственный способ ограничения населения, культивируемый всеми религиями.

  7. Отсутствие экологических норм – правил взаимоотношений людей с природой.

Нетрудно видеть, что все эти особенности – прямые антиподы основных черт язычества и более древних верований людей. Можно, конечно, объяснять это обстоятельство стремлением противопоставить новое мировоззрение старому по всем позициям, и в этом будет доля истины. Интересно, что и буддизм, и христианство, и ислам связаны с «бегством» их основателей из своего дома: принц Гаутама ушёл из родительского дома, родители Христа бежали в Египет, Магомет бежал из Мекки в Медину. И это, конечно, не случайно.

В контексте настоящей работы следует обратить внимание на моральные, экологические и демографические аспекты и последствия этой эпохи. Вот её основные особенности с этой точки зрения.

  1. Вся пригодная для жизни территория Земли заселена. Бежать некуда, надо работать.

  2. Экстенсивный рост экологической ниши Человечества уже невозможен, а древние гидравлические цивилизации открыли возможности её интенсивного роста.

  3. Интенсивное земледелие держится на массовом рабстве и жестоком насилии.

  4. Языческие культы ожесточились, приспособились к удержанию людей в повиновении и сопровождаются кровавыми человеческими жертвоприношениями.

  5. Рабы для поддержания такой экономической системы становятся «расходным материалом», не воспроизводятся внутри государства, а ввозятся извне путём войны и работорговли. Люди становятся добычей и товаром, война – профессией.

  6. Конкуренция военных государств за рабов и плодородные угодья приводит к кровопролитным и истребительным войнам. Библейская «Священная История» наполнена описаниями этих массовых убийств.

Как видим, несмотря на отсутствие прямых методов ограничения населения (кроме религиозного осуждения секса) у Человечества было достаточно возможностей привести свою численность в соответствие с ёмкостью экологической ниши. И главными средствами в этом деле были война и работорговля.

Три проблемы встали перед Человечеством в эту эпоху: проблема страдания, проблема свободы и проблема смысла жизни. Религиозные поиски осевого времени были мотивированы этими проблемами. Зрелище человеческих страданий потрясло Гаутаму, а размышление над их причиной сделало его Буддой, пребывающим в нирване. Египетское рабство подвигло Моисея на убийство, а исход евреев из Египта – есть прорыв к свободе. Невозможность добиться свободы и счастья «на грешной Земле» мотивируют учение Христа о спасении на небесах, как смысле земной жизни.

Мировые религии предложили различные решения указанных проблем. Эти решения общеизвестны. Общеизвестны и религиозные основания для разделения Человечества на «духовный» Восток и «деловой» Запад. Понятно с этой точки зрения, почему в мировых религиях нет экологических норм – это технологическая проблематика, а она в те времена ещё никого не волновала. Человечество к тому времени уже вышло из-под контроля природной среды, но ещё не доросло до тотального контроля над ней.

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт