Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
1. Демографический парадокс
2. Экологический барьер
3. Параметры роста экологической ниши
4. Первобытная и языческая экология
5. Мировые религии и экология
6. История человечества в свете экологии
7. Экологическая история Человечества
8. Экологическая пауза Человечества
9. Численность Человечества в экопаузе
10. Экологическая экспансия Человечества
11. Информационный барьер
12. Золотой миллиард и энергоёмкость экологической ниши
13. Системный кризис Человечества и экологический императив
14. Выводы
Литература
Приложение
Каталог
13. Системный кризис Человечества и экологический императив
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Проза » В.А. Воробьев, Т.В. Воробьева, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА » 13. Системный кризис Человечества и экологический императив

Итак, с 1985 года ёмкость экологической ниши превышает численность населения Земли. Человек, как вид, завершил свою биологическую историю. Экопауза – возможность хотя бы временного выхода из-под гнёта экологического барьера – может быть использована для мощного научно-технологического рывка, выхода в Большой Космос, спасения от ограничений Земли. Но, к сожалению, Человечество ведёт себя так, как будто ресурсов, с одной стороны, по-прежнему недостаточно и за них надо воевать, а с другой стороны, как будто они неисчерпаемы и можно бесконечно наращивать их извлечение из биосферы и земных недр. Вот, возможно не полный, перечень опасных извращений экопаузы, которые являются признаками системного кризиса.

  1. Экологическая экспансия – изъятие экологического ресурса Земли в количествах, превышающих и насущный минимум, и возможности возобновления. Причём это изъятие происходит за счёт экологической ниши многих других видов.

  2. Потребительская абузия – появление общества массового потребления, точнее, сверхпотребления – золотого миллиарда, поскольку в нём потребление превышает уровень, необходимый для нормальной жизни человека, и приобретает «престижный» характер, не связанный с непосредственными жизненными потребностями.

  3. Расхищение природных ресурсов – изъятие и растрата экологического излишка не для развития всего Человечества, а для сверхпотребления меньшинства.

  4. Извращённая, насильственная глобализация – механизм изъятия экологического излишка в пользу общества массового сверхпотребления.

  5. Международный терроризм – реакция на извращённую глобализацию и, одновременно, инструмент глобализации в борьбе с конкурентами за сверхпотребление.

  6. Экологический кризис – результат расхищения невозобновляемых ресурсов, ведущий к глобальной экологической катастрофе уже в ХХI веке.

  7. Духовный кризис – утрата традиционных и испытанных нравственных ценностей, высвобождение животных инстинктов из-под гнёта социальной дисциплины, в первую очередь, в обществах с массовым сверхпотреблением.

  8. Депопуляция – снижение рождаемости (вплоть до вымирания населения) в обществах с массовым сверхпотреблением, с одной стороны, и в обществах, потерпевших социальный крах, ограбленных и униженных, с другой стороны,.

  9. Генетический груз – результат медицинского выключения естественного отбора в обществах с массовым сверхпотреблением и преувеличенной ценности отдельной человеческой жизни.

  10. Обострение межэтнических противоречий, этнические химеры – результат бесконтрольного (в ходе глобализации) смешения несовместимых культур, порождающего массовые беспорядки и войны во всём мире и даже в Европе.

Таким образом, экологическая пауза – это системный кризис Человечества, связанный с чрезмерной и опасной для Биосферы технологической мощью Человека. Дело в том, что закон роста экологической ниши Человека – техносферы – уже в ближайшее время приводит к исчерпанию экологических ресурсов Земли. Согласно В.И Вернадскому [18], общее количество живой биомассы на Земле не изменяется в течение 350 миллионов лет, со времени завоевания суши. Эволюция – это только усложнение структуры и повышение активности Жизни. Определяется и ограничивается биомасса количеством солнечной энергии, поступающей на Землю и потребляемой живыми организмами. Этот поток энергии определяет, в конечном счёте, ёмкость общей экологической ниши для всего живого на Земле. Следовательно, экологическая экспансия какого-либо вида-монополиста ведёт к сужению ниши для многих других видов живых организмов, к вымиранию последних, к упрощению и деградации структурной сложности биосферы, к уничтожению необходимого разнообразия. Ясно, что этот процесс противоречит основному направлению эволюции, ведёт к гибели верхних этажей жизни. Деградация биосферы в результате человеческой деятельности не может продолжаться сколь угодно долго и имеет свои, уже видимые, пределы.

Подробный анализ системного кризиса Человечества проводится в многочисленных трудах выдающегося русского учёного ХХ века Никиты Моисеева. Наиболее компактно его предупреждения о надвигающейся катастрофе (бифуркации, в терминах теории динамических систем) изложены в посмертном издании [20]. Его обеспокоенность связана в первую очередь с компьютерным моделированием климата Земли и его изменений в результате ядерной войны. Как показывают многочисленные вычислительные эксперименты, в результате «ядерной делёжки» ресурсов на Земле наступит ядерная зима и экологическая ниша Человека будет уничтожена вместе с этим видом-монополистом.

Моисеев не опирался на палеодемографические данные, не проводил исследование ёмкости экологической ниши Человечества, однако его опасения полностью подтверждаются нашими исследованиями. Они показывают, что экологическая катастрофа неизбежна даже при мирном и успешном развитии Человечества. А если её удастся избежать, на что надеются многие, то современное Человечество вымрет, если угодно, «от удовольствия». Дело, как видно, не только в экологической опасности. У Человечества накопилось множество застарелых внутренних проблем, а экологическая пауза предлагает новые вызовы, например, депопуляция и генетическое вырождение. Далеко не очевидно, что люди с ними справятся.

Выход из создавшегося тупика Н.Н. Моисеев видит в разработке экологического императивасвода научно обоснованных правил поведения Человека в оскудевающей биосфере Земли. Этот свод правил должен стать нормой нравственности для всего Человечества, если оно хочет жить на этой планете. Экологический императив это, по сути, категорический императив Канта в современных условиях. Мы просто вынуждены согласиться с этим.

Экологический императив на нашей планете будет действовать всегда?!

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт