Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
ПРЕДИСЛОВИЕ
ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ
1. На краю Ойкумены
2. Горизонт сегодня. Внеземные цивилизации
3. На горизонте - пришельцы!
4. Проблемы пределов знания
5. Внимание: по курсу — Горизонт!
6. Стратегия против стратегии
ЭКИПАЖИ УФО - ПОКАЗАНИЯ ОЧЕВИДЦА
КОД ЭКИПАЖЕЙ ГОРИЗОНТА
НЕТЛЕННОЕ В ТЛЕННОМ
Каталог
КОД ЭКИПАЖЕЙ ГОРИЗОНТА
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Проза » Д.Дёмин, В.Журавлев, В.Журавлев, Л.Штуден, ПО КУРСУ ГОРИЗОНТ » КОД ЭКИПАЖЕЙ ГОРИЗОНТА

                                                  КОД ЭКИПАЖЕЙ ГОРИЗОНТА

    У тех исследователей, которых судьба наградила странным счастьем работы над проблемами научного Горизонта, в стихотворении «Экипажи УФО» каждая строчка вызывает интуитивные ассоциации с этой работой. И рождается чувство восхищения - как много можно сказать в восьми строчках! Конечно, не стоит обижаться на непосвященных — понятно, что для них это — абракадабра, набор непонятных слов и утверждений. Но более проницательные и немного осведомлённые об упомянутых материях читатели догадываются, что перед ними какой-то код. В целом текст волнует, скорее даже раздражает явно стоящей за ним тайной. Уже в самом названии — какая-то нестыковка - «Экипажи неопознанных летающих объектов» — а в стихах нет даже намека на марсиан или «зелёных человечков» с летающей тарелки.
    Нужно ли разрушать очарование тайны? У авторов этой статьи были на этот счет сомнения. Но мы решились. Ведь всё равно кто-то попытается это сделать. Толкования могут быть ложными, субъективными или даже клеветническими. Пусть уж первый шаг сделают «очевидцы». Может быть, другие увидят в этих стихах и что-то другое, что нам и не снилось. Мы не возражаем!
    Анализ стихотворения Дмитрия Демина «Экипажи УФО» мы решили провести в два этапа. Первый - раскодирование реальных событий, тем и ситуаций, которые явились толчком для поэтических обобщений. Разумеется, мысль автора не «объясняется» этими реалиями, они - обычно лишь повод возникновения образа, слова, новой мысли. Но когда их знаешь, стихотворение кажется «понятнее». Иногда их знать вредно.
    Второй - литературно-философское истолкование, принадлежащее, конечно, не поэту, а «литературоведам», которые вталкивают свободный полет интуиции поэта в логический каркас или связывают мысли поэта с новыми художественными и философскими образами. Вокруг всех значительных произведений искусства такая работа ведется непременно, так что спрашивать - нужно ли это? - бесполезно. Проще присоединиться к этой работе по мере своих сил.   
    Откуда это?
    Давайте исключим сомнамбулизм.
   Сомнамбулизм (лунатизм) здесь — символ безумия. Ученые, изучающие НЛО, полтергейст, контакты с параллельными мирами и т.п., должны верить, что свидетельства о них - не бред безумцев. Или говоря несколько другими словами — сами должны быть немного безумцами, или как минимум — фантастами.
    Святую ложь активного полета.
    Намек на идею об искусственной, техногенной природе Тунгусского метеорита. Тунгусский болид, который видело около тысячи очевидцев, был не пассивным падением глыбы из космоса, а маневрирующим управляемым аппаратом. Именно эта идея, ложная с точки зрения нормальной науки, двинула сотни энтузиастов в эвенкийские таежные дебри, изменила жизнь многих из них, принесла новое понимание смысла жизни и счастья, сдвинула науку туда, куда она и не собиралась двигаться... Если в основе ложь -то какая-то необычная! «Святая ложь...»
    Что ж остается? Сложная работа,
     Название которой — катаклизм.
    В середине XX в. неожиданно для нормальной, традиционной физики в ее недрах возникла «теория катастроф». Дальше — больше. Тема природных и техногенных аварий, катастроф, катаклизмов вдруг стала злободневной, приоритетной, финансируемой государством. Вполне научной, повседневной, обыденной.
     Пусть пламя плазмы в жерлах трепеща,
     Вновь соберет волхвов вокруг Голгофы.
    В ходе этой работы возникает образ космического корабля далекого будущего (или- посланца иной галактики). Это еще не научный результат, почти фантом, но он требует концентрации корифеев науки вокруг проблемы и места небывалой трагедии, космического катаклизма. Разве не очевидно?
     Да здравствуют модели катастрофы
     И симбиоз кинжала и плаща!
Финал стихотворения неожиданный, яркий и... странный. Модели катастрофы - прямо следуют из предыдущих строк, но дальше?? Но как понятен этот иронический лозунг тем, кто пришел к Горизонту в наивной надежде приблизить светлое будущее, работая над проблемами чистой науки, и обнаружил, что это поле интересов вовсе не науки, а спецслужб! 
     Что бы это значило?
    С литературной точки зрения, это стихотворение очень характерно, типично для Дмитрия Демина — оно построено на парадоксах.
    Стихотворение начинается в разговорной манере — кажется, ты присутствуешь на семинаре в накуренной кухне. Уже первые строчки содержат эстетические парадоксы. «Активный полёт» — термин наукообразно сухой, сплавлен в единое целое с поэтической «святой ложью», которая, в свою очередь, является парадоксом.
    «Что ж остаётся? Сложная работа; название которой - катаклизм» - тоже парадокс. Термин «катаклизм» (не просто катастрофа) связан с природным явлением вселенского, космического масштаба. А «сложная работа» — штамп из области производственного романа, фильма, обыденное явление... Вот что говорит нам автор (а мы и не слышим): «Давайте исключим как безумие, так и фантазии. Что в остатке? Работа для богов». Желая работать у Горизонта знания, понимаем ли мы, за какое дело беремся?!
    Следующее двустишие также построено на парадоксе. Футуристическая и «научная» плазма, поэтически трепещущая, соединяется с библейской архаикой, порождая ощущение вечности. «Да здравствуют модели катастрофы!» - здесь интонация политического лозунга соединена со строгим сциентизмом технических моделей.
    В финале стихов неожиданно появляются «рыцари плаща и кинжала», говоря низким штилем - шпионы. Сам этот финал устроен сложно. В нем три уровня:
    - актуальная современность (образ спецслужб);
    - поэтический, но несколько устаревший штамп - «рыцари плаща и кинжала»;
    - неожиданный термин из биологии - симбиоз.
    Конечно, имеется в виду парадоксальный симбиоз науки и разведки -реальность нашего времени. В коротком стихотворении два раза появляется тема тайного знания. Волхвы и шпионы - хранители тайного знания: прошлого и настоящего. Можно ли говорить об этой теме иначе, чем в жанре шифра, поэтической тайнописи?
    Стержнем текста является тайная мысль, что экипажи УФО и исследователи уфологических следов Тунгусской катастрофы — это единый Галактический коллектив. Иван Ефремов в своем самом знаменитом романе сделал прогноз — в обществе XXX в., то есть в невообразимо далеком будущем, неизбежно появление Академии пределов знания — научного коллектива, работающего у Горизонта науки. Этот прогноз без каких-либо постановлений и финансирования реализовался в 70-х гг. XX в.! Сотрудникам этой невидимой Академии не требуется раскрытие кода стихотворения Демина. Он был одним из штурманов передового поискового экипажа этой Академии и знал все её коды.
     Но и для просто чуткого человека, не посвященного в тайны авангардной науки и проблем послезавтрашнего дня, от текста «Экипажи УФО» веет удивительным и мощным очарованием. Это — веяние духа первопроходцев окраин Мироздания. 
                                                                                                                                     19 февраля 2001 г.

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт