Тунгусский феномен 1908 года с позиций болидной феноменологии Гигантский Тунгусский болид (ГТБ)
Свет и цвет Тунгусского феномена

Показания очевидцев Тунгусского феномена, собранные в том же 1908 году, дают достаточные основания для ряда исходных определенных выводов о характере этого явления.

Несмотря на стремительность развития событий, наблюдатели отметили последовательность изменений формы светящейся части ГТБ: «шар» — «бревно» — «комок огня в лобовой части» — «вспышка на уровне горизонта» [Вознесен­ский А. В., 1925].

Последовательность изменения огневых форм указывает на то, что имели место характерные явления для болида, образованного компактным твердым телом, при последовательном погружении метеороида в атмосферу на гиперзвуковой скорости с возрастанием энерговыделения по мере нарастания ее плотности и, следовательно, удельного сопротивления вторжению ТКТ, с масс-энергетической разрядкой — форсированной потерей массы и энергии (зона так называемой «задержки», или максимального торможения тела или его фрагментов) в приповерхностных слоях атмосферы.

Яркость излучения болида приравнивалась наблюдателями к солнечной, даже при одновременном нахождении ТФ и Солнца в поле зрения наблюдателей со среднего течения Ангары.

При этом среднее расстояние до ТФ при самых умеренных посылках составляло около 300 км. Учитывая, что световой поток солнечной энергии на расстоянии Земли составляет 1373 Вт/м2 (в среднем) [Физические величины, 1991] или 1,4 1010 эрг/м2 с, а также то, что потери солнечной энергии в атмосфере в тот день были незначительными, поскольку погода определялась как «ясная» и «чрезвычайно ясная», можно оценить излучательную мощность (W) болида по формуле:

W*ГТБ = 1,4 1010 4nR2,

где R — радиус сферы, равный среднему расстоянию от ГТБ как источника излучения до наблюдателей (3 105 м).

Отсюда — верхняя оценка мощности ГТБ в стадии «полета»:

W*ГТБ 1,6 1022 эрг/с.

Принимая долю световой энергии в 30 % от общего энерговыделения, можно оценить полную мощность ГТБ в стадии «полета» средней величиной

WпГТБ = 5 1022 эрг/с.

Учитывая, что в конечном счете энерговыделение обусловлено полным торможением части массы, потерянной ТКТ при взаимодействии с атмосферой, а, следовательно, и части кинетической энергии, можно определить диапазон средних величин вещественных потерь ТКТ на довзрывной стадии полета, в единицу времени, приняв, в качестве оценочного, диапазон атмосферных гиперзвуковых скоростей от 20 км/с до 40 км/с при

MТКТ = = 2,5 1010 г/с,

при vТКТ = 20 км/с.

и

MТКТ = 6300 т/с,

при vТКТ = 40 км/с.

Сделанные оценки есть достаточное основание считать Тунгусский феномен 1908 года классическим, но гигантским по обыденным меркам болидом (ГТБ), образованным компактным ТКТ, вероятно, перешедшим на «полпути» в компактный рой его фрагментов.

Подчеркнем: сделанные оценки по масс-энерговыделению на стадии «полета» мы считаем реалистическими, но верхними из реалистических. Однако, порядок величин определяется достаточно верно и этот порядок свидетельствует, что еще до «взрыва», на стадии «полета», мощность ГТБ соответствовала по эквиваленту предмегатонному диапазону, и ничего не может быть удивительного в том, что в самых нижних и самых плотных слоях атмосферы, так сказать, на финише, выделилась энергия мегатонного диапазона.

Независимо от природы ТКТ и механизма энерговыделения, болид такой мощности представляет собой мощный холодно-плазменный реактор, с неустойчивой плазмой, с большими градиентами температур в пространстве и времени, с турбулентным движением прореагировавших масс.

Подчеркиваем: независимо от природы ТКТ и механизма энерговыделения в прозрачной атмосфере должны были появиться, кроме испарившегося вещества ТКТ, массы окислов азота, окутывающие «дым» из испарившегося вещества ТКТ. В зависимости от температуры атмосферы на разных высотах и наличия влаги в атмосфере соотношение между окислами (весовое и объемное) будет разное, разной будет и окрашенность образуемых дымо-газо-туманных облаков и длительность сохранения этой окрашенности или ее изменения.

То, что в показаниях очевидцев, собранных в 1908 году, преобладает такая характеристика этих облаков, как «морок», «туман», «мгла», говорит о том, что расстояние до облаков превышало дистанцию прямой и нормальной их видимости в условиях ясной и чрезвычайно ясной атмосферы, равную 80—160 км. Из оптики атмосферы и общей практики известно, что на больших расстояниях изображение бледнеет и меняет свою колористику.

Хотя среди наблюдений ТФ есть описание облачных образований, связываемых с ГТБ, которые описываются как радужные полосы («радуга-дуга») различной ориентации и местоположения на небосклоне, что, вероятно, связано с упорядоченным зарождением и перемещением прореагировавших масс в мезопаузе, мезосфере, стратопаузе и стратосфере по широте с востока на запад.

Однако, следует отметить, что показания эти единичны и, возможно, «отредактированы» при опросах или публикациях в силу их трудной привязываемости к явлению — ГТБ.

Ограничение «снизу» на расстояние до облачных образований ГТБ, как от восточных, так и от западных наблюдателей, накладывает определенные ограничения на положение траектории ТКТ в пространстве между наблюдателями в пользу «удаления» от них…

Следует заметить, что даже по имеющимся ранним показаниям очевидцев практически нельзя с достаточной точностью охарактеризовать пространственные характеристики ГТБ, его линейные размеры, его ориентацию относительно стран света, его топографию и т. п., поскольку совершенно отсутствуют замеры угловых характеристик болида и хотя бы простейшие топографические привязки на местности относительно местных ориентиров. Более поздние, в основ­ном, через полвека и более, сборы показаний очевидцев, где, казалось бы, исправлен этот недостаток, не лишены другого недостатка: «шум» от наблюдения других болидов в разных частях территории наблюдения ГТБ в годы, близкие к 1908 (между Японской и I мировой войнами), «забивает» полезный сигнал о действительных наблюдениях ГТБ.

Инструментальная и неинструментальная феноменология ярких болидов позволяет сделать оценки частоты регистрации болидов ярче минус-10 звездной величины, то есть таких, которые имеют угловые размеры, сопоставимые с угловыми диаметрами Луны и Солнца — от десятых долей этих диаметров и больше [Зоткин И. Т., Хотинок Р. Л., 1978; Мак-Кроски Р. Е. и др., 1978].

Для территории наблюдения ГТБ, равной примерно 0,5 млн. км2 (более 1000 км по широте от р. Лена до р. Енисей и более 500 км — по меридиану — к югу от земной точки ГТБ), являются, точнее, будут видимыми и отмеченными, около одного такого болида в год.

Учитывая повышенную болидную активность в Евразии в 1908 году [Анфиногенов Д. Ф., Будаева Л. И., 1983], на этой территории должно было наблюдаться не менее 10 болидов указанного типа, о чем имеются как прямые свидетельства тех лет, так и косвенные — из самого Каталога очевидцев, ошибочно отнесенные к ГТБ.

Этой теме и возможностям очистки (упорядочения) показаний очевидцев в Каталоге мы посвятим отдельную главу.

Подведем черту под сделанными выше утверждениями об использованием визуальных наблюдений ГТБ: ранних показаний очевидцев достаточно, чтобы утверждать, как говорили грамотные жители тех мест и того времени (учителя-метеонаблюдатели, землеустроители, священнослужители, жандармские урядники и политссыльные): падала «планета», «разря­дился огромный аэролит».