Е. ВОСТРУХОВ, ШАГ К РАЗГАДКЕ «ТУНГУССКОГО ДИВА»?
"Известия", № 85, 26 марта 1986 года

Космоxимические аппараты землян, недавно зондировавшие комету Галлея, сообщили уникальные сведения. Пройдет немного времени, и вся бесценная информация будет тщательно обработана, собрана воедино. Нам, возможно, откроются тайны, веками волновавшие человечество. Особый интерес представляют результаты исследований вещества кометы, и в первую очередь ее ядра: какие химические элементы и в каком соотношении «населяют» его. Ведь это то самое первичное вещество, полагают ученые, из которого формировалась при зарождении наша Солнечная система». В нем ключ к пониманию ее эволюции.

ТОЧНЫХ сведений о веществах с волнением ждут и многочисленные исследователи «тунгусского метеорита», — говорит академик АМН СССР Н. Васильев, руководитель комплексной экспедиции Томского университета, которая вот уже почти три десятилетия изучает природный феномен. Не исключено, что результаты обработки космической информации станций «Вега» помогут наконец ответить на вопрос: что же произошло на Подкаменной Тунгуске 30 июня 1908 года? Как известно, гипотез на этот счет, в том числе экзотических, до сих пор существовало множество. Но большинство исследователей полагают, что, по всей вероятности, в тот день произошло столкновение Земли с кометным ядром или его осколком. Почему мы ждем с нетерпением окончательной обработки сведений о комете? Чтобы сравнить ее вещество с известными нам компонентами «тунгусского метеорита». Так вот: если они совпадут или окажутся близкими родственниками, кометная гипотеза практически будет доказана.

— Выходит, Николай Владимирович, основываясь на многолетнем опыте изучения этого дива, вы можете уже сейчас дать нам прогноз химических элементов ядра кометы Галлея?

— Что ж, такой прогноз можно сделать. Записывайте...

Записываю прогнозную обойму элементов и вспоминаю командировку в район падения метеорита несколько лет назад. Наш вертолет тогда приземлился 13 лагере экспедиции томичей неподалеку от бревенчатых изб, срубленных полстолетия назад первым неутомимым исследователем загадки XX века Л. А. Куликом. В одной из них была оборудована вполне современная лаборатория. На широком столе — микроскопы с электрической подсветкой.

— Хотите взглянуть на вещество метеорита? — неожиданно спросили меня.

— Конечно!

— Тогда садитесь, пожалуйста.

Не без волнения готовился к очной встрече с таинственным посланцем Вселенной.

...Еще первые экспедиции в этот район, предпринятые Л. А. Куликом в конце двадцатых годов, обнаружили на торфяниках воронки размером до нескольких десятков метров. Л. А. Кулик высказал предположение, что образованы они падением роя осколков метеорита. Не верилось, что тело такой огромной массы могло исчезнуть бесследно. Тогда же были начаты и раскопки воронок, их пробная магнитометрическая съемка. Однако даже при бурении дна никаких осколков метеорита найти не удалось. Поиски на дне болот в районе эпицентра тоже ни к чему не привели.

В 1958 году экспедиция АН СССР под руководством К. П. Флоренского, изучая минералогический и химический состав, пыталась выявить хотя бы распыленные остатки метеорита. Участники экспедиции пришли к выводу: повал леса на месте катастрофы нельзя объяснить падением обычного кратерообразующего метеорита. Поиск же мелкодисперсных частиц метеоритного вещества дал тогда отрицательные результаты. Год спустя экспедиция Томского университета провела довольно подробную магнитометрическую, съемку «воронок» и болот, обследовала склоны и вершины холмов неподалеку от эпицентра взрыва, произвела также металлометрическую съемку местности на большом расстоянии. Ни крупных глыб, ни распыленного иноземного вещества найдено не было...

ОДНАКО ученые продолжали поиск. Каждое лето в труднодоступную тайгу выезжала комплексная экспедиция Томского университета. Помощь сибирякам оказали коллективы многих научных организаций. Сложение сил специалистов широкого профиля, использование последних достижений науки, создание оригинальных методик исследования позволили приблизиться к разгадке тайны «тунгусского падения». Удалось сделать принципиальный вывод: очевидно, большая часть вещества «метеорита» после взрыва перешла в жидкое и, возможно, в газообразное состояние. Она сконденсировалась или застыла в виде мелких капель, которые, постепенно оседая, рассеялись на обширной территории. Именно такая концепция и была положена в основу поиска вещества взорвавшегося тела.

Как же отыскать эти метеоритные шарики размером в несколько десятков микрон на большом пространстве? Помогла методика, разработанная томичами: искать надо не в почве, а в торфе болот, которые получают минеральное питание только из воздуха. Так, в слоях торфа рождения 1908 года, взятого в районе катастрофы, удалось обнаружить оплавленные силикатные частицы размером до 800 микрон. Те самые, на которые мне предложили взглянуть в лаборатории на Тунгуске.

В микроскопе были видны стеклянные шарики: бесцветные, серые, зеленоватые, черные. У некоторых внутри заметны газовые включения. Эти космические стекла очень напомнили миниатюрные елочные украшения.

—Микрохимический анализ «шариков» очень интересен, — говорил Н. Васильев. — Он выявил совершенно необычный для классических метеоритов состав: в них очень много натрия, присутствуют «редкие земли» и серебро. Таких стекол нет ни на поверхности Земли, ни в глубине ее недр, ни в известных нам образцах лунного грунта. Удалось установить, что «катастрофный слой» на Тунгуске насыщен легкими и летучими элементами алюминия, натрия, цинка, цезия.

—Такую аномалию невозможно объяснять причинами земного происхождения, — считает академик.— А вот, вероятно, кометы по химическому составу своих ядер вполне подходят для объяснения известных аномалий в районе Тунгуски.

Итак, запомним прогноз химического состава вещества кометы Галлея, сделанный сотрудниками земной лаборатории, изучающей хвостатых путешественниц. Это большое количество органики — соединения углерода, кислорода и водорода. Обязательно присутствие тугоплавких силикатов. Набор тугоплавких, легких и летучих элементов: алюминия, натрия, кальция, калия, стронция, цинка, брома, возможно, кобальта. Свинец — в небольшой концентрации. Не исключено присутствие редкоземельных элементов. Насколько точен этот прогноз, мы узнаем с вами, читатель, скоро. Возможно, до раскрытия тайны «тунгусского дива» остается несколько недель.

Е. ВОСТРУХОВ, соб. корр. «Известий». РИГА.