К.СТАНЮКОВИЧ, В.БРОНШТЭН, БЫЛ ЛИ РИКОШЕТ?
"Литературная газета", 17 октября 1984

Продолжаем разговор о Тунгусском метеорите

МЫ ЗАНИМАЕМСЯ проблемой Тун­гусского метеорита несколько десятков лет. Эта проблема весьма сложна и многостороння. В разные годы она привлекала к себе внимание не толь­ко специалистов в области метеорной аст­рономии и метеоритики, но и ученых дру­гих специальностей. К сожалению, далеко не все они смогли внести свой вклад в ее решение Неубедительными нам представляются и опубликованные в «Литературной газете» (№ 17, 1984) предположения профессора Е. Иорданишвили.

Он выдвигает гипотезу о том, что тун­гусское тело испытало рикошет, взлетело вновь и упало на Землю с малой скоро­стью в другом месте, где уже не могло (из-за малой скорости) произвести ника­ких разрушений. Но эта идея не нова, ее уже не раз высказывали другие ученые, например И. С. Астапович в 1966 году. Строго математически эту задачу рассмотрел в 1977 году В. А. Хохряков, проделавший около ста (!) расчетов на ЭВМ, что­бы выяснить, в каких случаях тело будет рикошетировать, а в каких — нет. Однако расчеты В. А. Хохрякова были сделаны для тела массой в 100 тонн, значительно мень­шей, чем у тунгусского тела.

Важно подчеркнуть, что и И. С. Астапо­вич, и В. А. Хохряков рассматривали рико­шет метеорного тела от атмосферы Земли, а не от ее поверхности. Е. Иорданишвили же считает, что был возможен рикошет после соприкосновения с поверхностью Земли. Вот что он пишет; «Коснувшись Земли рикошетом (я не рискую сказать" «ударившись»), метеорит подскочил на не­сколько сот километров вверх...» И далее он сравнивает это предполагаемое явление с подскоком гальки при ударе о поверх­ность воды. Между тем хорошо известно, что законы взаимодействия твердого тела (ударника) с твердой же поверхностью (мишенью) совершенно различны при ма­лых и очень больших скоростях удара. При тех космических скоростях, с которыми приближаются к Земле метеорные тела, падение на Землю под любым углом должно привести к образованию кратера, которого в районе эпицентра тунгусского взрыва нет и в помине. Самое же главное — на местности не существует никаких следов соприкосновения тунгусского тела с поверхностью, наоборот, характер вывала леса свидетельствует: взрыв произошел над Землей, на высоте 5—10 километров. что и вызвало явление «стоящего леса». Ни в одном из показаний очевидцев (а каталог этих показаний, недавно составленный членами Томского отделения Все­союзного астрономо-геодезического общества под руководством Л. Е. Эпиктетовой, содержит более 700 свидетельств) нет и намека на обратное движение метеорного тела вверх, все наблюдали только движе­ние вниз.

Сказанного достаточно, чтобы читате­лям стало ясно: гипотеза о рикошете Тун­гусского метеорита о поверхность Зем­ли не только не является «естественной», как утверждает член-корреспондент АН СССР А. А. Абрикосов, но и противоре­чит физическим закономерностям, а так­же показаниям очевидцев.

КАК ЖЕ обстоит дело с исследова­нием Тунгусского метеорита в настоящее время?* Этой пробле­мой заняты сейчас около ста ученых раз­ных специальностей: специалисты в обла­сти метеорной астрономии и метеоритики, механики, физики, геохимики, биологи, а также студенты различных вузов, просто энтузиасты. Выпущено семь специальных сборников. Множество статей опублико­вано в ежегодно выходящем сборнике «Метеоритика» и в научных журналах. Создана специальная комиссия по Тун­гусскому метеориту при Комитете по ме­теоритам АН СССР. Большую работу по организации и координации исследований проделала Комиссия по метеоритам и кос­мической пыли Сибирского отделения АН СССР, где эти работы возглавляет акаде­мик АМН СССР Н. В. Васильев. За 25 лет работы (полевые исследования Тун­гусского метеорита на современном уров­не возобновились в 1958 году) получено много интересных результатов.

Так, в итоге многолетних экспедицион­ных работ составлена точная карта поля вывала леса. Математическая обработка этой карты, осуществленная под руковод­ством В. Г. Фаста, показала, что ось сим­метрии фигуры вывала («бабочки») имеет азимут 115°. Почти такой же азимут полу­чается из обработки показаний очевидцев, особенно находившихся в среднем течении Нижней Тунгуски и в верхнем течении Ле­ны.

Что касается угла наклона, то здесь де­ло обстоит более сложным образом. Как показало уже упоминавшееся исследование В. А. Хохрякова, падающее тело может не только рикошетировать от атмосферы, но и, наоборот, «клюнуть» вниз, то есть уве­личить угол входа в атмосферу: все зави­сит от формы тела и плотности его веще­ства.

Энергия тунгусского взрыва, вычисленная по масштабам разрушений, по записям сейсмографов, микробарографов и баро­графов в разных странах (Россия, Герма­ния, Англия, Индонезия), оценивается в 12 мегатонн тротилового эквивалента, или в 5 1023 зрг. Если же говорить о механиз­ме взрыва, тут пока еще не все ясно, но а большинстве исследований рассматри­вается спонтанный (все усиливающийся к концу траектории) процесс разрушения как за счет механического дробления на множество осколков, так и за счет про­грессирующего испарения. Одновременное испарение громадного количества мелких осколков (размером в доли миллиметра) должно было произвести действие, эквива­лентное взрыву.

Исследованию процесса такого разру­шения посвящены работы доктора наук С. С. Григоряна, а также ряда других авторов. Построена математическая теория этого процесса. А в 1976 году советским специалистам удалось доказать, что вспышки ярких болидов, зафиксированные астрономической наблюдательной сетью США, по условиям их возникновения (вы­сота, скорость полета, масса, угол входа) подобны «взрыву» Тунгусского метеори­та, если допустить, что это — тела од­ной природы (то есть имеют ту же плот­ность, механические и тепловые свойства). Поэтому можно считать, как выразился один из активнейших исследователей Тун­гусского метеорита И. Т. Зоткин, что «тунгусские метеориты падают каждый год». А если так, нет нужды придумывать для Тунгусского метеорита никаких спе­циальных гипотез — гипотез ad hoc, —надо только продолжить анализ фактов и разработку теории явления.

Большое значение имеет также анализ частиц, найденных в слоях торфа 1908 го­да, по методике, разработанной томским биологом Ю. А. Львовым. Этот анализ, Проведенный в институтах Москвы, Ново­сибирска, Киева, а также в США, подтвер­дил космическое происхождение упомяну­тых частиц, а карты, показывающие их расположение на, местности, свидетель­ствуют, что эти частицы связаны с упомя­нутым явлением.

Разумеется, работа еще предстоит не­малая. Поэтому и была создана уже упо­минавшаяся комиссия по Тунгусскому ме­теориту. Большинство ученых полагают, что на самом деле «метеорит» был ядром небольшой кометы. Расчеты показывают, что следующей встречи Земли с такой ко­метой человечеству придется ожидать ско­рее всего... 20 тысяч лет! Так что надо спешить исследовать тунгусское явление, пока время не сотрет его последние сле­ды. Вот почему настоятельно необходимо объявить район падения (хотя бы в грани­цах области поваленного леса) государст­венным заказником. Научная обществен­ность страны уже внесла такое предложе­ние, получившее поддержку ряда мини­стерств и ведомств, но окончательно воп­рос не решен.

«Тунгусская проблема» — одна из важ­нейших для советской науки, она требует серьезного и всестороннего исследования. Будем надеяться, что и полное ее реше­ние вполне возможно уже в ближайшие годы.

* О состоянии исследования проблемы см. также статью 3. Ибрагимовой «Близка ли разгадка?> («ЛГ>, № 32. 1983).