А.АНДРОШИН, Тунгусское диво: «Следствие» продолжается
"Правда", 16 октября 1983 г.

ЭТО СЛУЧИЛОСЬ летним утром 1908 года.

Жители сибирских сел, расположенных, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, увидели, как по безоблачному небу несется ослепительно яркое тело. Затем вблизи фактории Ванавара прогремел сильный взрыв, слышимый на расстоянии до 1,200 километров. Миллионы вековых деревьев выворотило с корнем, А над глухой тайгой вспыхнуло огромное пламя. -

В свое время для объяснения природы этого необычного явления было выдвинуто свыше ста гипотез. Одни исследователи связывали его с падением огромного метеорита или вторжением в атмосферу Земли небольшой кометы. Другие придерживались экзотических версий, таких, как прилет к нам кусочка антивещества или посадка инопланетного космического корабля с атомным двигателем.

Кстати, именно этой, так называемой ядерной, гипотезе уделяли немало внимания в первые годы своей работы члены Комплексной самодеятельной экспедиции (КСЭ), создан энтузиастами добровольцами. из разных городов страны и ведущей поиски по сей день при поддержке Томского государственного университета, Комиссии по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР и Всесоюзного астрономо-геодезического общества. В состав экспедиции входят в основном научные сотрудники, преподаватели и студенты. Свободное время проводят они в изобилующей мошкой, комарами, слепнями тайге, собирая срезы деревьев, пробы почвы и торфа, а также прочие документальные «свидетельства», которые затем подвергают анализу.

Надо признать: серьезных доказательств в защиту ядерной гипотезы члены Комплексной экспедиции так и не обнаружили. Специально сконструированные советскими специалистами высокочувствительные радиометрические установки, с помощью которых проверялось, действовал ли нейтронный поток на земные породы, окончательно ее отвергли.

Но и сторонникам других гипотез праздновать успех было преждевременно. Ведь им для окончательного решения проблемы не хватало решающего звена — вещества упавшего тела. Напомню, что его безрезультатно искали еще Л. Кулик, первооткрыватель района катастрофы, затем и К. Флоренский, известный ученый-геохимик, возглавивший в 1959 и 1961 годах крупные экспедиции АН СССР в сибирскую тайгу.

Правда, исследователи пришли к заключению, что после взрыва значительная часть космического тела могла перейти в жидкое, а возможно, и газообразное состояние, а затем осесть на землю в виде застывших мельчайших оплавленных капелек. И в самом деле: вскоре из почв района падения удалось извлечь и сами «шарики»- диаметром от десяти до нескольких сотен микрометров. Доказать их внеземное происхождение было не очень трудно. Сложнее оказалось привести убедительные доводы, что они связаны именно с событиями 1908 года, а не являются частицами обычной космической пыли, постоянно выпадающей на нашу планету.

ВЕЩЕСТВО космического тела могло испариться, а затем в виде пыли, паров и газов достичь земной поверхности, решили ученые, то следует искать не только микроскопические частицы, но и аномалии в химическом составе образцов, взятых с места катастрофы. Любопытную методику поиска предложил старший научный сотрудник Томского университета Ю. Львов. Следы метеорита легче обнаружить, по его мнению, не в обычной почве, а в торфе болот, который консервирует в себе минеральные вещества, поступающие с аэрозолями воздуха.

И действительно: на определенной глубине в торфе, находившемся в 1908 году на поверхности и заросшем затем свежим мхом, удалось найти много оплавленных силикатных частиц. Содержание таких микросферул в торфе «катастрофного»- слоя оказалось значительно выше по сравнению с другими слоями. Но каково же их происхождение?

Так случилось, что с небольшим интервалом времени мне вместе с рядом коллег довелось принимать участие в двух интересных работах: исследовании химического состава силикатных «шариков»-из торфов района тунгусского падения и послойном элементном анализе моховой залежи из эпицентра взрыва,— рассказывает московский ученый Е. Колесников.— Мы использовали высокочувствительный нейтроноактивационный метод.

Рассчитав содержание элементов ло глубине слоя торфа, изучив особенности их изменений, исследователи получили примерный химический состав законсервированного вещества, которое, как молено было предположить, имеет прямое отношение к тунгусскому телу. И что же? Это вещество оказалось по составу совершенно отличным как от земных пород, так и от большинства известных типов метеоритов. Оно имело сходство лишь с углистыми хондритами — очень редким классом метеоритов, богатых углеродом и другими летучими элементами. Причем по сравнению с углистыми хондритами вещество . в торфе обладало еще более «летучими составом. Но ведь подобные свойства отличают и ядра комет. Так, может быть, и тунгусское тело имело ту же природу? Во всяком случае был получен серьезный аргумент в пользу кометной гипотезы, наиболее полно разработанной академиком В. Фесенковым. Вместе с тем оставался и ряд вопросов, например, почему обнаруженные эффекты ярко выражены лишь в одной из многих изученных точек, а в других проявлялись слабо или вовсе отсутствовали? Может быть, в месте отбора «счастливой»- колонки торфа упало не рассеянное вещество, а небольшая частичка ядра кометы? А вдруг тут кроются какие-нибудь еще неизвестные земные причины аномалии? Колесников решил продолжить работы на изотопном уровне. Первым был исследован изотопный состав свинца. Он подтвердил космохимический характер аномалии. Затем исследователь предложил изучить изотопный состав водорода, углерода, серы, азота и других легких элементов, из которых, как принято считать, главным образом и состоит кометное вещество. И вот в ходе одного из последних полевых сезонов он отобрал образцы торфа возле горы Острая в центре лесного вывала. Они были потом изучены в лаборатории ВНИИ минерального сырья, где работает ученый. Анализ показал, что слои торфа, соответствующие моменту падения тунгусского тела, отличаются от тех, что лежат выше или ниже: тяжелого изотопа водовода- дейтерия — в них оказалось меньше, а тяжелого изотопа углерода, наоборот, больше.

Считать, что эти сдвиги как-то связаны с вариациями климата или вызваны другими физико-химическими причинами, нет оснований, ибо такие воздействия должны были изменить состав водорода и углерода в одну сторону,—считает Евгений Михайлович.— Подобные изотопные аномалии можно объяснить попаданием в торф распыленного вещества, близкого опять-таки к углистым хондритам или, еще вероятнее, кометного вещества...

МЫ БЕСЕДУЕМ с Колесниковым у него дома, на юго-западе столицы. Хозяин квартиры только что вернулся из очередной поездки в сибирскую тайгу, где принимал участие в двадцать пятом по счету по; левом сезоне КСЭ. Евгений Михайлович достает полиэтиленовый пакет, в котором перекатываются похожие на дробинки шарики.

— На этот раз наша группа в основном занималась сбором и очисткой торфа для продолжения изотопных исследований,— делится впечатлениями собеседник.— И, конечно, никто не предполагал, что улыбнется такая удача. В «катастрофных»- слоях торфа П. Бляхорчуку, Г. Сальниковой и мне удалось обнаружить новый необычный тип шариков углеродистого состава. Как видите, это темные сферулы правильной формы с размерами от 0,1 до 1,5 миллиметра, то есть значительно больше, чем силикатные, попадавшиеся ранее. Очень важно, что концентрация таких шариков в торфе в сотни раз выше. Мы уже убедились: этот тип вещества довольно широко распространен в эпицентре взрыва. Однако делать окончательные выводы пока преждевременно. Необходимо доказать, что эти сферулы имеют космическое происхождение. Такая работа уже началась. Она позволит ответить на вопрос, что найдено: кометное или какое-либо иное вещество.

По мнению руководителя КСЭ академика АМН СССР Н. Васильева, изотопные аномалии— пока единственна;) падежная зацепка в решении вопроса о составе вещества взорвавшегося объекта. Эта работа вооружила весьма серьезными аргументами сторонников кометной гипотезы.

Все чаще ссылаются на нас и зарубежные исследователи, также проявляющие больше! интерес к. тунгусскому диву. Например, совсем недавно группа ученых из НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследований космического пространства США) сделала вывод о том, что наблюдавшиеся эффекты— следствие столкновения с Землей фрагмента кометы Энке,

Не расходятся с кометной гипотезой и наблюдения американского ученого Р. Ганапати. On провел химический анализ частиц, отобранных в Сибири и в районе Южного полюса в слоях снега который выпадал в 1908 и 1909 годах. Исследователь обнаружил в них повышенное содержание иридия — элемента, мало распространенного на поверхности Земли, а более присущего пришельцам из са. На основе анализов проб Ганапати пришел к выводу, что все исследованные сибирские магнетитовые шарики произошли от одного объекта, а также рассчитал массу взорвавшегося тела, составляет его мнению, примерно семь миллионов тонн.

ТАК ОБРАСТАЕТ новыми данными досье тунгусского дива.

Безусловно, его пополнение могло бы идти и быстрее. Но слишком уж ограничены силы членов Комплексной, экспедиции. Между тем появилась опасность стирания следов катастрофы как от времени, так и из-за хозяйственной деятельности в районе центра взрыва. Не случайно участники расширенного пленума Комиссии по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР и Всесоюзного астрономо-геодезического общества в июле этого года высказались за создание вокруг поселка Ванавара заповедной зоны. Это предложение заслуживает внимания. Иначе кто знает, не упустим ли мы случай прямого изучения кометного вещества на Земле.

Специалисты не без оснований считают, что подобные космические тела из-за своей большой массы и значительной удаленности; от Солнца могли на длительное время законсервировать в себе «первозданное вещество исходной газово-пылевой туманности, из которой образовалась Солнечная система. А тем самым и сохранить очень важную информацию о начальной стадии формирования Земли и других яланет.

А, АНДРОШИН.