НАТАЛИЯ КУДРЯВЦЕВА, А БЫЛ ЛИ ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ?
"Техника-Молодежи", 11.1981.

Уже более 70 лет людей волнует загадка взрывов огромной мощно­сти, произошедших в Тунгусской тайге летом 1908 года. Поскольку катастрофе сопутствовали световые небесные явления, сразу же воз­никло предположение, что причи­ной таежной катастрофы стало па­дение гигантского метеорита. Оно укрепилось благодаря подвижниче­ской деятельности знаменитого ис­кателя метеоритов Л. А. Кулика, организатора первых пяти экспеди­ций на место «падения» в 1921— 1929 годах. Хотя ученый и предпо­лагал, что причиной катастрофы могло быть столкновение с Землей ядра кометы, он упорно искал ос­татки метеорита, и его удивитель­ная вера в то, что они будут най­дены, передалась множеству иссле­дователей нового поколения, кото­рые устремились в тайгу в после­военные годы.

Особую романтичность поискам придала гипотеза» по которой над тайгой произошел взрыв не есте­ственного небесного тела, а внезем­ного атомного космического кораб­ля. Ее основным пропагандистом выступил писатель-фантаст А. П. Ка­занцев. В дальнейшем для объяс­нения Тунгусской катастрофы при­влекались все реальные и гипотети­ческие космические объекты к яв­лению, вплоть до предположения о том, что Земля была пронзена ма­ленькой «черной дырой». Но ни од­но из них так и не смогло объяс­нить всей суммы • накопившихся фактов. Наш журнал публиковал много материалов о Тунгусском яв­лении, еще больше их хранится в портфеле редакции. Среди них есть и уже подготовленные к печати статьи ученых о результатах ана­лиза частиц космического проис­хождения» найденных на месте ка­тастрофы и, по мнению их откры­вателей, представляющих собой остатки Тунгусского метеорита. Но у редакции возникло мнение, что если с такой же тщательностью ис­следовать Землю в любом районе, как это сделано у Подкаменной Тунгуски, то и там наверняка найдутся какие-то частицы космического про­исхождения. Поэтому в данном но­мере мы решили предоставить сло­во автору многих научных трудов, известному геологу, в течение со­рока пяти лет проводившей поле­вые исследования во многих райо­нах страны, включая и Прибайкальскую тайгу. С начала 60-х го­дов она успешно развивает оригинальную гипотезу о геологическом происхождении Тунгусской катастрофы.

Мне кажется своевременным вос­становить картину изменений в районе Тунгусской катастрофы по первоисточникам, а именно по ис­следованиям Л. А. Кулика и Е. Л. Кринова, производившимся вскоре после катастрофы, когда по­верхностные физико-геологические процессы еще не смыли ее следов. Тем более это необходимо в связи с заметкой библиографа А. Шмеле­вой (см. «ТМ» № 11 за 1980 год), свидетельствах жителей Ванавары, переживших катастрофу.

Рассмотрение фактов, сопутствовавших явлению, в связи с геоло­гической обстановкой района и с учетом всех данных Кулика и Кри­нова позволяет дать им существен­но иное толкование и предполо­жить, что Тунгусская катастрофа была вызвана мощным проявлением газово-грязевого вулканизма, то есть имела не космическое, а геологиче­ское происхождение.

Если отделить факты от их ин­терпретации, то описание явлений, приводимое Куликом, позволяет на­рисовать следующую картину нача­ла катастрофы и ее последствий: 30 июня 1908 года около 7 часов утра над тайгой взвился к небу «столб огня», а затем раздалось 3—4 мощных удара, и грохот. Удары были слышны на площади ра­диусом свыше 1000 км и сопро­вождались механическим эффек­том: в реках воду гнало мощным валом, людей и животных сбивало дома. Пo свидетельству жителей, в то тихое, ясное утро в небе неожиданно появился огненный шар, такой яркий, что солнечный свет не в состоянии был затмить его. Тотчас же раздались громовые удары. Тайга наполни­лась оглушительным грохотом, кверху взвился столб пламени, дым шапкой покрыл лес. Тайга была будто скошена. Раскаленные газы обожгли все вокруг. Из земли забила вода. В реках поднялись огромные валы. Обезумевшие животные метались по лесу. В несколько минут сгорело и распла­вилось все добро в лабазах Ильюшенка, олени разбежались и многие сгорели! Взлетели в воздух чумы и люди. Жителям Ванавары казалось, что небо над ними «раз­двоилось» и в нем появился огонь, после чего раздался страшный взрыв. В 200 км от Ванавары в селе Кежма жители услышали сильный гул, охвативший всю тайгу, ощутили, как под ногами тряслась земля. Ураган и землетрясение поразили огромное пространство. На берегу реки Каны мастера вдруг услышали шум, потом раздался резкий удар, а за ним подземные раскаты. Некоторые свидетели, опро­шенные во время одной из послед­них экспедиций летом 1965 года, говорили, что после взрыва «пошел дым большой кучей кверху», сравнивала огненное тело по форме то с бревном, то с бочкой. Особенно интересно сообщение Г. О. Зыря­нова, который рассказал, что по небу «летело, скорее плыло ниже облаков бревно гораздо ярче солнца, со снопом искр сзади"..

Это сообщение свидетельствует о малой скорости огненной массы, а также о незначительной высоте, на кото­рой юна «плыла».

Через несколько часов после катастрофы директор Иркутской обсерватории А. В. Вознесенский зарегистрировал землетрясение слишком продолжительное и не походившее на обычные мелкие толчки. Землетрясение было отмечено в Ташкенте, Тифлисе, Иене и в Авст­ралии. Воздушные волны были за­регистрированы в Киренске, Верхо­янске, Туруханске, Слуцке и Петер­бурге, в Копенгагене, в Загребе, в Батавии, на острове Ява и в Ва­шингтоне; в Потсдаме было заре­гистрировано две воздушных вол­ны: вторая через 30 часов после первой. Светлые ночи при облачном небе наблюдались в Пензе, в Крыму, в Тирасполе, в Тамбове. По данным Калифорнийской обсер­ватории, проанализированным ака­демиком В. Г. Фесенковым, в июле—августе 1908 года в атмо­сфере наблюдалось помутнение. В районе катастрофы, представляю­щем собой котловину, окруженную невысокими горами, Куликом была обнаружена масса воронок, запол­ненных черной жидкой грязью, а на дне некоторых воронок — пни. К югу от воронок Кринов обнару­жил Южное болото, которое пока­залось ему непонятным, таинствен­ным. Кочки на этом болоте взды­мались валами, как будто их вы­толкнул кто-то изнутри, на болоте зеленели лиственницы и кедры. По свидетельству эвенка, который жил до катастрофы близ Великого болота, раньше здесь Южного бо­лота не было, земля была твердая, «олень по ней ходил, не провали­вался, а в районе Великого болота после катастрофы вода была как огонь и человека и дерево жжет». По данным Кулика, площадь ката­строфы довольно ровная плат­форма, окруженная поясом трапповых гор, и представляет собой почти замкнутую котловину с двумя лишь выходами к северу и к югу в виде древних эрозионных долин, из которых южная, по-видимому, более молодая, имеет ущелье с водопадом. Проба минерального материала из котловины показала наличие мелкораздробленного остроугольного вещества, родственного траппам и аналогичного муке «метеоритных кратеров», В пробах глины в 200 м к западу от «метеоритной заимки» было обнаружено голубоватое полупрозрачное пузыристое стекло, давшее при ана­лизе следы никеля. В донных илах из Южного болота, под микроскопом были обнаружены серебристые белые шарики ковкого никелистого железа в ассоциации со сплавленными в группы и гроздья округлыми зернами кварцита. Шарики по свидетельству Кринова, полые.

Так проявилась Тунгусская ката­строфа, таковы свидетельства тех, кто испытал ее последствия в рай­оне, непосредственно прилегающем к месту, где она разразилась, и та­ковы точные научные данные об­серваторий мира. Совершенно оче­видно, что «падения метеорита» никто не наблюдал, и причинная связь катастрофы с метеоритом яв­ляется лишь предположением, кото­рое было принято на веру, в связи с чем и описание явлений начина­лось со слов «метеорит упал». Некоторыми очевидцами отмеча­лось, что траектория полета огненного тела проходила по касательной к земле, тогда как другие очевидцы, например, в Киренске, указывали на его движение по вертикали, Но" это "могло 5ытъ связано с раз-личными моментами наблюдения. Таким образом, в начале катастрофы фактически в небе был виден только летящий огненный шар.

Геологическое строение района «падения Тунгусского метеорита»» Условные обозначения: 1 — байкальская складчатость, 2 — ее передовой прогиб, 3 — каледон­ская складчатость, 4 — выходы архея, 5 — поднятия на докембрийском складчатом основании, 6 — их скло­ны, 7 — крупные валы, 8 — Тунгусское опускание, 9 и 10 — юрские прогибы, 11 — Западно-Сибирская впадина, 12 — Енисейское поднятие, 13 — куполовид­ные поднятия, 14 — вулканические трубки, 15 — гра­ница широкого развития основных магматических пород.

Катастрофа началась, очевидно, не с появления огненного шара: звуки громовых ударов, слышимые на расстоянии, раздались тотчас же после появления огненного шара. Если принять во внимание разницу в скорости распространения света и звука, то следует считать, что ис­точник этих ударов начал действо­вать раньше, чем появился огонь. Следовательно, сначала произошел подземный взрыв, потом в небе по­явился огненный шар, потом появи­лись пламя и дым, то есть начался пожар. Важно, отметить также и то, что ожоги на старых деревьях расположены только в нижней части ствола, что противоречит представлению о падении огненного тела о падении сверху. Сам Кулик пишет, что ничего подобного этому падению мы до сих пор не знали; мировая литература не сохранила нам ни од­ного исторического случая, похо­жего на этот случай, могущего дать ключ к правдоподобному суж­дению»

В то же время геологическая на­ука знает много случаев изверже­ний вулканов, проявление которых и их последствия тождественны Тунгусской катастрофе. По силе извержения наиболее сходным с Тунгусским является извержение вулкана Кракатау близ Явы в 1883 году, а по составу выброшенных продуктов извержения грязевых вулканов Азербайджана, которые связаны с глубинными магматическими процессами. Извержение Кракатау сопровождалось грозным гулом, столбом пепла высотою в 27—33 км. Выбросами шлаков и тягучей тестообразной грязи. Ему сопутствовали огромные волны, обожженная земля, вырванные с корнями деревья, обломки зданий. Следствием главного взрыва, случившегося около 10 часов утра 27 августа, было образование огромной воздушной волны, кото­рая распространилась по всей Земле. Первая воздушная волна была замечена в Берлине через 10-16 чacoв после катастрофы, через 34-35 часов наблюдалась вторая воздушная волна, обогнувшая Зем­лю: через 37 часов — третья волна. Воздушные волны регистриро­вались также в Петербурге и в Павловске. В конце ноября1883 го да во всех концах Земли небо при закате обливалось пурпурным блеском, в Европе выпала кристаллическая пыль. Высоту выбросов определили в 60 км.

Картина мощных извержений грязевых вулканов и рельеф вокруг них описываются многими исследователями. Например, по дан­ным И. В. Мушкетова, грязевые вулканы Сицилии («макалуба») рас­полагаются посередине вогнутой равнины, на зыбкой почве и представляют собой множество кониче­ских горок из серой глины выши­ною до 8 м, на вершинах которых находятся маленькие воронкообраз­ные углубления. В период действия грязевых вулканов повторяются все явления вулканических изверже­ний. Температура грязи и пара до 37° С, пузырей газа — до 43° С. По данным М. Неймайра, при из­вержении Лок-Батана близ Баку среди трясины раздался гул вроде отдаленного пушечного выстрела, вызвавшего сильное движение воз­духа и дрожание оконных стекол, из кратера появился огненный столб — поток горячих газов — высотою не менее 100 м. вместе с которыми была выброшена и грязь. Грязь состояла из глинистого ве­щества с кучками песчаника, пропитанного нефтью, а также с ша­риками и желваками, похожими на вулканические бомбы. В. А. Горин наблюдал извержение Большого Кянизадага, крупнейшего грязевого вулкана Азербайджана, хранившего молчание 160 лет; 12 мая 1950 го­да с б часов 17 минут до 7 часов 61 минуты столб клубящегося пламени над вулканом был наклонен на 55° и достигал высоты 200 м, а затем переходил в пепельно-серый дым, вытягивающийся полосой по ветру. Красновато-белые клубы ог­ня, вырывающегося из жерла, ис­пытывали вращательное движение и наподобие огненных шаров резко очерчивались на фоне безоблачного неба. В 200 м к юго-востоку от жерла из озера, заполненного серой тестообразной массой, выбрасыва­лись комки грязи, с подветренной стороны от жерла ощущался запах серы и горелой травы. В 8 часов 47 минут снова стал выделяться газ, который на высоте около 5 м воспламенился и в виде отдельных клубящихся огненных шаров до 10 м в диаметре поднимался от жерла. Эти шары затем уменьша­лись и исчезали. Через 12 минут произошел мощный выброс сопоч­ной грязи, сильный гул и выброс кусков породы на высоту до 70— S0 м, а затем излияние разжижен­ной глинистой массы с включением обломков твердых пород.

На приведенной схеме показано геологическое строение района Тун­гусской катастрофы. На ней видно, что вблизи от Ванавары распо­лагаются вулканические трубки. По мнению П. Е. Оффмана, Ванаварская трапповая впадина образовалась на своде крупного поднятия в результате проседания магматических очагов; вулканизм в ней начался в триасовом периоде и, вероятно, продолжался длительное время. Таким образом, Тунгусская катастрофа явилась естественным продолжением вулканической дея­тельности более древних эпох. Тун­гусский бассейн — область глубоко погребенных магматических очагов, перекрытых мощным покровом оса­дочных и вулканических пород. В связи с этим, по нашему мнению, в современную эпоху вулканизм в нем мог проявиться как газово-грязевой с выбросом на поверхность главным образом вулканического пепла, грязи и раздробленного взрывом каменного материала.

Детальные исследования проб грунта, отобранных экспедициями Кулика и Кринова, показали, что в магнитной фракции проб наряду с магнетитовыми и силикатными ша­риками содержатся железоникелистые частицы — стружки, сходные по своим формам с частицами вул­канического пепла. Они содержат примеси кобальта, кремния, марганца, магния и алюминия. Пробы эти взяты с глубины до 27 м, а шарики обнаружены до глубины 18 м. Это дозволяет рассматривать их как пробы геологических образований, а не насыпанных сверху и даже не почвенных. Наибольшая концентрация магнетитовых и силикатных шариков в районе Тун­гусской катастрофы отмечена на ре­ке Чуне, то есть в районе развития молодых вулканических центров.

По данным И. М. Губкина, в со­ставе вулканических грязей Азер­байджана содержатся и металличе­ское железо, и аморфный кремне­зем, и бурое и зеленое стекло. В них содержатся также и полые сили­катные шарики величиною от була­вочной головки до горошины. С. А. Ковалевский сообщает о неве­роятном количестве маленьких ша­риков, похожих на мелкую дробь, наблюдавшихся при извержениях вулканов близ Баку. По свидетель­ству Кринова, как сказано выше, шарики из Южного болота также полые.

Черная грязь, заполняющая во­ронки в районе Тунгусской ката­строфы, несомненно, является вул­канической грязью, пропитанной здесь, очевидно, органическим ве­ществом, на котором и начала быст­ро восстанавливаться раститель­ность.

Район Тунгусской катастрофы можно рассматривать как область современного проявления мощных газово-грязевых вулканических процессов, завершающих нередко магматический вулканизм. В его недрах так же, как и в Вилюйском районе, могло происходить образование и нефти и алмазов. Поиски алмазов на Сибирской платформе впервые увенчалась успехом именно в Тунгусском бассейне.

—Героические экспедиции Кулика и Кринова и не менее, очевидно, трудные более поздние экспедиции в поисках «небесных камней», мо­жет быть, принесли пользу значительно большую, чем это предпола­гается (и о чем, к сожалению, не может знать Кулик, трагически по­гибший в годы Великой Отечествен­ной войны), потому что они откры­ли перед геологами новый район формирования нефтегазоносных структур и алмазоносных трубок.

Теоретически вряд ли возможны сильные взрывы, землетрясения и мощные воздушные волны при па­дении метеоритов, так как взрывы связаны с разрядкой давления, а метеорит при падении на землю попадает, наоборот, из более разре­женной среды в более плотную и тормозится не мгновенно.

Совершенно очевидно, что при мощном вулканическом взрыве не все продукты, выбрасываемые из вулканов, сразу же попадают на землю в районе извержения. Неко­торые из них отлетают от кратера на значительные расстояния и па­дают совсем в другом районе. При этом их в день извержения могут принять за космическое тело. Например, каменный метеорит Кагарлык, упавший в районе Киева 30 июня 1908 года в 7 часов утра, может быть , является посланцем из Ванавары, прилетевшим из Тунгусского кратера со скоростью ТУ-104. Можно предположить, что некоторые осколки, приобретя ско­рость, позволившую им оторваться от Земли, начинают вращаться во­круг нее подобно искусственным спутникам и падают на Землю вновь только через несколько дней, месяцев, лет, являясь как бы по­сланцами из прошлого нашей пла­неты.

История взглядов на метеориты как на продукты вулканической деятельности планет развита профессором С.К.Всехсвятским, воскресившим на современной основе гипотезу Лагранжа.

Часть вулканических каменных выбросов безвозвратно отрывается от Земли. Наряду с этим, возмож­но, действительно в орбиту Земли попадают и пришельцы из космоса, родившиеся на других планетах и их спутниках. Однако, как нам представляется, значительная часть метеоритов имеет земное геологиче­ское происхождение.

НАТАЛИЯ КУДРЯВЦЕВА,
кандидат геолого-минералогических наук