К.П.ФЛОРЕНСКИЙ, ТУНГУССКОЕ ДИВО, "Комсомольская правда", №33 8 февраля 1959 г.

...30 июня 1908 г. Ранним солнечным утром в этот день жители средней Сибири на громадной территории от Енисейска до Иркутска и Бодайбо видели болид, яркий, как солнце, пронесшийся с юга на север. Гул и грохот были слышны на всей этой территории. Около Канска машинист, которому почудился взрыв в паровозе, даже остановил поезд. В некоторых местах был ураганный ветер. Иркутская обсерватория зафиксировала сейсмические толчки и воздушную волну. В глухой тунгусской тайге, близ фактории Ванавара, окончился полет космического гостя.

Начиная с этого дня в Западной Сибири и Европе установились на несколько суток необычайные белые ночи. В верхних слоях атмосферы возникли мощные светящиеся облака. Свет их был так силен, что в самую глухую полночь можно было на улицах читать мелкий газетный шрифт... Изучение этого удивительного явления началось только после Великой Октябрьской революции. В 1927 году, через 19 лет после падения, советский ученый Л. А. Кулик, пройдя несколько сотен километров по тайге, наконец достиг места предполагаемого падения метеорита. Он нашел гигантский вывал леса. Столетние лиственницы были вырваны с корнями или сломаны и брошены на землю. Все они указывали стволами к одному центру. Возникало впечатление, что здесь произошел гигантский взрыв. В центре лесовала Кулик обнаружил стоящий мертвый лес. Это были голые стволы, с которых были сорваны все ветки. «Телеграфный лес»,— назвал его Кулик.

Внимание Кулика привлекли воронки в моховом покрове болота. Может быть, на дне их лежат крупнейшие части метеорита? Понадобилось много лет самоотверженного и тяжёлого труда, чтобы убедиться в ином происхождении воронок: они возникли там, где среди вечной мерзлоты оттаяли включения льда. Ни одного кусочка метеорита Кулику найти не удалось. На 1941 год была намечена новая мощная экспедиция в район падения, метеорита. Но вспыхивает Великая Отечественная война, во время которой погибает Л. А. Кулик, и изучение «тунгусского дива» прерывается на долгие годы.

Только в 1957 г. при изучении образцов почвы, привезенных еще Куликом, были обнаружены мельчайшие частицы металлического железа, часть из которых имела явно метеоритное происхождение. Возникла вероятность, что они относятся к распылившемуся тунгусскому метеориту, и было решено организовать новую экспедицию. В ее задачи входило более широкое обследование всего района падения. Учитывая недостатки работы предыдущих лет, когда район обследовался по существу, глазами одного специалиста, было решено скомплектовать разнородную по составу экспедицию. Это должно было предохранить от предвзятых мнений и способствовать более широкому пониманию явлений.

Район поваленного леса за 50 лет, конечно, сильно изменился, и многие наблюдения, которые было бы легко сделать в 1908 г., теперь оказались невозможными. Поросль новых деревьев покрыла весь вывал, в нем вновь появились звери и птицы. Сохранились и следы пожара, но сейчас уже трудно судить о том, был, ли там мгновенный лучистый ожог, о котором говорил Кулик, или дело ограничилось возникшим верховым пожаром. Во всяком случае ясно, что воздушная волна, сорвавшая ветви деревьев, пришла ранее, чем произошел ожог изломов.

Теперь, когда в наших руках находились точные топографические карты и аэроснимки, удалось гораздо лучше представить картину разрушений. Выяснилась общая площадь бурелома, форма которой близка к кругу около 40 км диаметром. Установлены границы так называемой «зоны безразличия» в центре вывала, где преобладают или оставшиеся на корню мертвые стволы или поваленные без определенной ориентировки. Произведены точные замеры направлений поваленных деревьев. Установлено, что центр радиального вывала не совпадает с центром площади наибольшего разрушения.

Поиски метеоритного кратера в центре поваленного леса не увенчались успехом, хотя общая длина маршрутов экспедиции, пересекающих этот район, достигает 800 километров.

Точная карта, которую мы сейчас составляем, позволит воссоздать картину происшедшего в сибирской тайге 50 лет назад. Специалисты по крупным взрывам, рассмотрев наши материалы, смогут, бесспорно, сказать, является ли вывал леса следствием баллистической волны, вызванной пролетевшим в воздухе телом, или результатом взрыва наземного или происшедшего в воздухе. Сотрудники экспедиции считают, что есть основания говорить о воздушном взрыве.

Было распространено мнение, что растительность в этом районе возобновлялась необыкновенно медленно и деревья здесь растут плохо. Для проверки этого мы исследовали срезы деревьев. В большинстве случаев оказалось, что после 1908 года на удобренной после пожара земле среди разреженного ветровалом леса деревья, наоборот, росли особенно быстро

Нами собраны и почвы. Они сейчас всесторонне исследуются в лаборатории, но можно думать, что найденные в 1957 г. железные частицы не относятся к Тунгусскому метеориту.

Необходимо сказать несколько слов о распространяющейся у нас версии о том, что Тунгусский метеорит на самом деле является марсианским межпланетным атомным кораблем, взорвавшимся при посадке.

Чтобы вполне научно опровергнуть какую-либо гипотезу, обычно нужна большая и кропотливая работа по сбору разнообразных фактов. Так, понадобились сотни лет работы ученых, чтобы опровергнуть представление о том, что Земля стоит на трех китах. Именно поэтому обязанность обосновать любую гипотезу возлагается на ее автора.

Однако автор гипотезы о марсианском корабле А. Казанцев приводит лишь одно вероятное соображение в свою пользу: отсутствие метеоритного кратера и вероятность воздушного взрыва.

Все другие соображения автора основаны на недостаточно проверенных или искаженных фактах. Таковы, например, его ссылки на работы нашей экспедиции, которая якобы уже установила высоту взрыва в два километра и наличие повышенной радиоактивности почвы. На самом деле, как уже говорилось, причины, вызвавшие вывал леса, еще не установлены, а взрыв метеорита в воздухе не доказан, хотя и допускается членами экспедиции.

Изучение радиоактивности почв пока еще только начинается, оно требует высокой тщательности работы; изученные уже пробы не дали радиоактивности, превышающей колебания обычного земного фона.

Таким образом, предположение о взрыве в 1908 году космического корабля очень увлекательно и, конечно, может служить основанием для научно-фантастического романа, но для того, чтобы считать его научной гипотезой, нужны значительно более серьезные основания. Нельзя смешивать факты с вымыслами в научных построениях.

Безусловно, «тунгусское диво» должно быть исследовано до конца. Оно поможет нам раскрыть новые тайны Космоса.

К. П. ФЛОРЕНСКИЙ,
начальник Тунгусской метеоритной
экспедиции, кандидат геолого-минералогических наук.