Томский след Тунгусского метеорита
Персона, 2008, №8, с.54-57

Говорят, когда падает звезда, надо успеть загадать желание. Известно, что это метеорит, или, как принято считать в официальной науке, обломок малой планеты. Метеориты, найденные случайно, называ­ются находками, те, чей полет в небе удалось наблюдать астро­номам, - падениями. Что про­изошло на реке Подкаменная Тунгуска, не известно до сих пор. Более чем столетние иссле­дования этого явления подари­ли современной науке больше загадок, чем открытий.

В одной иркутской газете 1908 года появилась заметка следующего содержания: «17-го июня в начале 9-го часа утра у нас наблюдалось какое-то необычное явление при­роды. В селении Ново-Карелинском крестьяне увидали на северо-западе, довольно высоко над горизонтом, какое-то ослепительно белое с голу­боватым светом тело, двигавшееся в течение 10 минут сверху вниз. Тело представлялось в виде «трубы» - ци­линдрическим объектом. Небо было безоблачно, только невысоко над го­ризонтом, в той же стороне было за­метно темное облачко. Было жарко, сухо. Приблизившись к лесу, блестя­щее тело как бы расплылось, на ме­сте же его образовался громадный клуб черного дыма и послышался чрезвычайно сильный стук (не гром), как бы от камнепада или пушечной пальбы. Все постройки дро­жали. В то же время из облачка ста­ло вырываться пламя неопределен­ной формы». Наблюдалось «сильное колебание почвы», а около деревни Ловать Енисейской губернии «были слышны два сильных взрыва, похо­жих на выстрелы из большекалиберных орудий». Говорили, что перед землетрясением по небу пролетел огненный шар. Крестьяне, рабочие с золотоприисков и местные або­ригены издалека видели свечение и пламя. Крестьяне Канского уезда говорили, что домашняя скотина была в сильном беспокойстве. Были слышны страшные удары, которые ввергали людей в суеверный ужас. Были предположения, что началось японское вторжение..
Эвенки до сих пор рассказы­вают, что видели железных птиц, присланных на землю богом Огды, другие говорят об Одыне - многого­ловом чудовище без глаз, с огромны­ми ртами, без хвоста, который «оле­ней, собак кончал, людей портили». Иван Иванович Аксёнов рассказы­вал, что он видел, как летел по небу дьявол: «Поднял голову, вижу - летит дьявол. Сам дьявол был, как чурка, светлого цвета, впереди два глаза, сзади - огонь. Я испугался, закрылся одежонкой, стал молиться». По нача­лу эвенки еще пытались ходить по сгоревшей тайге, искали оленей, но потом местные священники, да ша­маны, да купцы запретили ходить туда, кабы не вышло какой оказии от властей, не наехали бы проверки. Говорили, что много животных и людей погибло, но это так, присказ­ка. Никого не было в тех пустынных местах. Позже, в этой местности прошла эпидемия оспы, много лю­дей умерло. Вероятно, эти явления слились в народном сознании в одну трагедию..
Вначале по сгоревшей тайге люди еще ходили, разыскивая раз­бежавшихся оленей, но потом ста­ли обходить место, которое вызы­вало ужас и считалось проклятым. В фактории Ванавар в то время полновластным хозяином был купец Суздалев. Он запугивал эвенков, чтобы они не ходили в непонятное место. Пугал, что если будете ходить, придут белые люди, переловят всех зверей и вам не будет житья. Потом еще долго рассказывали, что в тайге находили куски серебристого мета­ла, что из ниоткуда появилась бо­розда, которая светится по ночам..
Первую научную экспедицию Л. А. Кулика эвенки отказывались вести до воронки, доводили до определенного участки, а потом -табу. Огды, бог огня, наказал, не­зачем тревожить заповедное место. Проводники доводили до границы и дальше ни шага, первая, кто ре­шилась довести до самой воронки, -эвенкийка Любава..
Директор томского планетария Надежда Ивановна Степичева по­казала экспозицию, посвященную этому событию. Есть и личные вещи самого Л. А. Кулика, многие экспо наты предоставлены музею участниками экспедиций, ходивших в междуречье Хушмы и Кимчу за разгадкой тайны Тунгусского метеорита. Привлекает внимание непонятная глиняная фигурка - подарок японской делегации. По словам Надежды Ивановны, много таких было найдено в Японии в 20-е годы. Формы одежды очень похожи на скафандр, иногда встречаются и без «шлема». По-японски называются джумондого, что означает «человек, одетый с головой». Одна из легенд гласит, что около пяти тысяч лет назад на территории Японии проживала очень развитая цивилизация, она и отправила своих посланцев в космос. Когда они вернулись обратно на землю в 1908 году, то увидели, что острова заселены плотно и совершить посадку некуда. В поисках места для приземления они летели над Сибирью, но по непонятной причине взорвались. В Японии достаточно много поклонников этой гипотезы, многие из них хотели приехать на место взрыва, но это удалось только в 1989 году. Вместе с японской делегацией место падения Тунгусского метеорита посетила томская команда исследователей. Японские энтузиасты провели ритуальные обряды, отдали дань почтения погибшим предкам. Одна из фигурок была подарена Геннадию Федоровичу Плеханову, именно она и заняла свое почетное место в экспозиции томского планетария..
Столетнюю историю исследования Тунгусского метеорита можно разделить на два периода: первые пятьдесят лет прошли с уверенностью в том, что упал действительно метеорит..
В 1908 году, когда упал метеорит, образовалась взрывная волна такой силы, что облетела земной шар: была зафиксирована в английских обсерваториях с востока и запада. Но в то время наука не обратила на явление никакого внимания. Позже, когда страна начала восстанавливаться после революции и гражданской войны, академик Вернадский, плотно занимавшийся небесными явлениями, снарядил экспедицию для сбора такого рода небесных камней. В 20-е годы, не смотря на невообразимую разруху, Л. А. Кулик ездил и собирал экспонаты по стране. Вместе с ним от томского университета ездила ботаник Шумилова. Помощь от государства была своеобразной: мыло, соль, необходимые вещи для обмена с коренными народностями, вагончик, который цеплялся к поезду от Москвы до Владивостока. Вместе с другими ценными указаниями Л. А. Кулик получил листок с заметкой о падении большого метеорита где-то рядом со станцией Филимоново. Оказалось, он упал много дальше - в междуречье Подкаменной Тунгуски около поселка Ванавар..
С 1921 года Леонид Алексеевич работал над проблемой метеорита в лаборатории, в 1927-1940 годах брал пробы на самой Тунгуске. В 1941 году вступил в ополчение, был взят в плен и погиб. Тунгусский метеорит осиротел - не стало главного энтузиаста..
Сразу после войны, в 1946 году писатель-фантаст А. Казанцев написал рассказ «Взрыв». Вероятно, взрыв в Хиросиме и Нагасаки натолкнул его на идею. Он предположил, что там, в Подкаменной Тунгуске взорвался марсианский корабль. И тогда в печати начался шум. После войны собирались продолжить исследования, но тут упал сихотэ-алинский метеорит, и все внимание и силы исследователей были брошены на него. В комитете по метеоритам собрали порядка сорока тонн железоникелевых осколков, обнаружили массу маленьких шариков. (Когда тело с большой скоростью летит в атмосфере Земли, с раскаленного тела сдуваются ча­стицы, формирующиеся в шарики, размером в сотни микрон, которые покрывают значительную террито­рию вокруг падения космического тела.) Тогда в комитете по метеори­там решили посмотреть пробы по­чвы, привезенные Куликом. Во всех пробах шарики были обнаружены. После этого в газетах появились ста­тьи с заголовками - «Тунгусский ме­теорит найден!». Спустя ровно пятьдесят лет по­сле тунгусской катастрофы, в 1958 году начинается вторая глава, зага­дочная и таинственная. Экспедиция Флоренского, посланная в между­речье Чамбы и Кимчу, чтобы со­брать железные обломки метеорита, вернулась ни с чем. В Москву привезли множество железных деталей оленьей упряжи, но в пробах почвы железа не нашли. Более того, когда привезли в Москву пробы Кулика, хранившиеся на заимке, оказалось, что они тоже «чистые». По всей ви­димости, когда проводили работы с сихотэ-алинским метеоритом, за­грязнили все пробы. Вот тогда и началась шумиха. К тому же неко­торые из ее участников высказали предположение, что взрыв был воз­душным. В печати пошли сообще­ния о том, что это мог быть ино­планетный корабль. Развернулась бурная дискуссия на страницах популярных изданий, таких, как «Знание-сила», «Техника молодежи» и т.д. Так открылась вторая глава, которая продолжается до сих пор..
- Я, как заядлый турист, за­интересовался этой проблемой, - вспоминает Геннадий Федорович Плеханов. - Туристы ведь как: ходят туда, где Макар телят не гонял, и все лишь для того, чтобы что-то до­казать себе или еще кому-то. Помню, тогда и родилась идея пойти на Тунгусский метеорит..
По окончании медицинского института Геннадий Федорович остался работать в бетатронной ла­боратории. Тогда же в 1958 году он подрабатывал летом в кемеров­ской туристической станции. (Там и познакомился с будущей супру­гой Людмилой Григорьевной: она, студентка кемеровского педагоги­ческого института, проходила пе­дагогическую практику.) Вечерами у костра среди молодежи шли раз­говоры, во время одного из них и родилась идея сходить на поиски Тунгусского метеорита..
- Оказалось, что по всему союзу уже во всю организовывались такие группы. Мы шли с идеей, что если и был взрыв, то на этом месте дол­жен быть повышенный радиоактивный фон. Позже встретились с группой Виктора Журавлева и Димы Демина из ТГУ. Так и родил самодеятельная экспедиция КСЭ - это неформальная организация, у которой нет и не было ни устава, ни членских билетов, - вспо­минает Геннадий Федорович задум­ку этой организации. - Работа КСЭ заключалась в сборе полевых дан­ных из района катастрофы, их об­работке и интерпретации. Пришел и работаешь - ты член этой органи­зации. Если перестал участвовать в ее деятельности - никто тебя не ис­ключает, не отчисляет, ты можешь вернуться к работе через год, де­сять, двадцать лет, можешь вообще не возвращаться. Здесь нет избира­емых или назначаемых должностей, нет никакой иерархии. Говоришь дело - тебя слушают. Убедил - к тебе примыкают сочувствующие, и не важно: академик ты или недоучив­шийся студент, лишь бы предлагае­мая тобой идея была перспективной и интересной..
Первая экспедиция поехала за разгадкой тайны в составе деся­ти человек, потом присоединился журналист Ероховец, на месте в Ванаваре - еще один участник экспе­диции. В томской газете «Молодой ле­нинец» так и написали - «Двенадцать идут за разгадкой тайны»..
Вертолетов тогда не было, все про­дукты и остальное снаряжение энту­зиасты тащили на своих плечах. Как вспоминает Геннадий Федорович, рюкзаки были по сорок с лишним килограммов. Экспедиция была самая многоплановая: брали золу с деревьев, делали замеры на радиоактивность. Не смотря на то, что прошло пятьдесят лет после падения и растительность восстановилась хорошо, отлично был виден вывал леса. Замеры показали, что радиоактивность в котловине, прямо там, где и находилась заимка Кулика, повышена в полтора-два раза. Если в норме радиоактивность 10-12 микрорентген в час, то в центре воронки радиационный фон был около 20-25, но для человека такая доза облучения безвредна. Второе, что обнаружила экспедиция, - в пробах почв повышенное количество редкоземельных металлов. На обратном пути экспедиции встретился корреспондент «Советской России» и, узнав о полученных результатах, написал статью, в которой сделал вывод - если повышена радиоактивность, значит, это был марсианский корабль. Это стало настоящей сенсацией! Членам первой экспедиции КСЭ пошли письма со всего Союза, а в феврале 1960 г. Геннадию Федоровичу Плеханову пришлось поехать в Москву, доложить о ре­зультатах экспедиции в институтах академии наук: институте прикладной геофизики, геохимии.

(окончание в следующем номере)