Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
Что же на самом деле произошло в Сибири 30 июня 1908 года (видеомодель)
Тунгусский метеорит привел к кислотным дождям
Томский след Тунгусского метеорита
Тунгусский метеорит: факты и гипотезы. Справка
Итальянские ученые ищут Тунгусский метеорит на дне таежного озера
День в истории. 30 июня
Человечество беззащитно перед повторением тунгусской катастрофы
На Земле раз в год взрывается метеорит мощностью первой атомной бомбы
Ученые: вещество тунгусского метеорита стало ночным фонарем для Европы
Астрономы обнаружили главный источник метеоритной бомбардировки Земли
Тунгуский метеорит - грозно и странно провестил век двадцатый
Тунгусский метеорит как фактор мирового антирусского заговора
Тунгусское чудо. Тунгусский метеорит: гипотезы, исследования, мнения
Тунгусский метеорит тайну не отдаёт
Инопланетяне спасли Землю, сбив тунгусский метеорит
Тунгусский... метеорит?
Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита (июнь 2008)
Ким СМИРНОВ, Тунгусский метеорит: не антивещество, а комета
Paul Rincon, Fire in the sky: Tunguska at 100
Impact Earth: Could we divert a giant asteroid?
Tunguska: 100 years of wondering
Details Emerging on Tunguska Event Impact Crater May 2008
100 years later, Tunguska remains mysterious
One hundred not out
Тунгусский феномен собрал в Москве ученых со всего мира
Павел Амнуэль, Сто лет Тунгусскому феномену
Кристиан Ринкевич. План убийства Эвенкии
Каталог
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Публикации » 2000-2009 » 2008 » Тунгусский феномен вызвал кислотные дожди - ученые

весь сюжет

11:27 30/06/2008

МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Падение тунгусского космического тела, произошедшее ровно век назад на территории современной Эвенкии, вызвало кислотные дожди в регионе катастрофы. К такому выводу пришли исследователи из Московского госуниверситета имени Ломоносова, итальянского Болонского университета и германского Центра экологических исследований (Лейпциг).

"В процессе движения метеоритов в атмосфере возникают высокие температуры, при этом кислород атмосферы реагирует с азотом с образованием окислов азота", - пояснила в интервью РИА Новости один из авторов исследования Наталья Колесникова.

По ее словам, затем оксид азота превращается в двуокись, которая реагирует с водой и образует азотную кислоту, выпадающую на землю в виде кислотных дождей.

Колесникова отметила, что впервые следы связанных с космическими катастрофами кислотных дождей были обнаружены в отложениях на границе мела и палеогена (66 миллионов лет назад), когда после столкновения Земли с крупным космическим телом вымерла большая часть видов живых существ, включая динозавров.

"Содержание азота в этих отложениях в восемь-десять раз превышало его содержание в других слоях", - сказала она.

Кроме увеличения доли азота и сдвига его изотопного состава, в этих отложениях было значительно повышено содержание иридия - большое количество этого металла указывает на падение космического тела, в которых содержание иридия до 20 тысяч раз выше, чем в земной коре, говорит Колесникова.

Ученые изучали содержание азота и его изотопный состав в пробах торфа с места катастрофы, собранных во время экспедиций. Количество азота и величина сдвига его изотопного состава (присутствие тяжелого азота-15) зависели от расстояния не только от эпицентра, но и от предполагаемой траектории космического тела.

"Все это говорит о том, что в торфе основным источником выпавшего тяжелого азота являются кислотные дожди", - говорит Колесникова.

По расчетам ученых, в районе катастрофы выпало примерно 200 тысяч тонн азота.

Тунгусская катастрофа произошла ровно 100 лет назад, 30 июня 1908 года, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска. Ослепительно яркий огненный шар, который наблюдали тысячи людей на огромной территории, пролетел над тайгой, а затем взорвался со страшным грохотом. Сейсмостанции зафиксировали землетрясения, по всему северному полушарию наблюдались странные атмосферные явления - очень светлые ночи, гало вокруг солнца.

Первая экспедиция, добравшаяся в район катастрофы только в 1927 году, обнаружила поваленный и обожженный лес на огромной территории - около 2150 квадратных километров (это примерно равно площади современной Москвы). Мощность взрыва оставила 10-40 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что соответствует энергии средней водородной бомбы.

Главной загадкой катастрофы стало то, что на месте взрыва не было обнаружено ни следов от падения, ни обломков самого космического тела, масса которого должна была составлять десятки тысяч тонн. Выдвигались всего около ста разных гипотез - от взрыва инопланетного космического корабля до детонации вырвавшегося из тектонической трещины природного газа.