Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
Тунгусская загадка – символ их молодости
В.Головачев, ПЕРВЫМ ДОГАДАЛСЯ АРТУР КЛАРК
ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ: ТАЙНА РАСКРЫТА, ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ
Тайная экспедиция в район тунгусского взрыва
Тунгусский метеорит
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ТУНГУССКОМУ МЕТЕОРИТУ
Г.ИВАНОВ, НАД АТЛАНТИКОЙ И ДО ТУНГУСКИ
Загадка Патомского кратера (часть первая)
Загадка Патомского кратера (часть вторая)
Загадка Патомского кратера (часть третья)
Загадка Патомского кратера (часть четвертая)
Загадка Патомского кратера (часть пятая)
Surendra Verma, The Tunguska Fireball
Тунгуский метеорит, Как это было...
В.К. ЖУРАВЛЕВ (Новосибирск) Близится столетие Тунгусского метеорита
В.А.Ромейко. СОБЫТИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТУНГУССКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Каталог
Тунгусский метеорит
01-Декабрь-2005, 10:33:42
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Публикации » 2000-2009 » 2005 » Тунгусский метеорит

Тунгусский метеорит— большое небесное тело, встретившееся с Землей. Это произошло 30 июня 1908 г. в глухой сибирской тайге в районе реки Подкаменная Тунгуска (Красноярский край). Рано утром, в 7 часов 15 минут местного времени, по небу пролетел огненный шар— болид. Его наблюдали многие жители Восточной Сибири. Полет этого необычного небесного тела сопровождался звуком, напоминавшим раскаты грома. Последовавший вслед за тем взрыв вызвал сотрясение почвы, которое ощущалось в многочисленных пунктах на площади свыше миллионов квадратных километров между Енисеем, Леной и Байкалом.

Первые исследования Тунгусского явления начались только в 20-х годах прошлого века, когда во главе с Л.А. Куликом к месту падения были направлены четыре экспедиции, организованные АН СССР. Было обнаружено, что вокруг места падения Тунгусского метеорита лес повален веером от центра, причем в центре часть деревьев осталась стоять на корню, но без ветвей. Большая часть леса была сожжена.

Последующие экспедиции (их было около 20) заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму "бабочки", ось симметрии которой хорошо совпадает с проекцией траекторией полета метеорита (уточненной по показаниям очевидцев) с востока-юго-востока на запад-северо-запад. Общая площадь поваленного леса около 2200 квадратных километров.

Моделирование формы этой области и расчеты с помощью ЭВМ всех обстоятельств падения показали, что угол наклона траектории был 30—400, а взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5—10 км. На многих геофизических станциях Европы, Азии и Америки наблюдались воздушные волны, дошедшие до места взрыва, а на некоторых сейсмических станциях было зарегистрировано землетрясение. Интересно также, что на территории от Енисея до Атлантики ночное небо после падения метеорита было исключительно светлым (можно было в полночь читать газету без искусственного освещения). В Калифорнии было замечено также резкое снижение прозрачности атмосферы в июле-августе 1908 г.

Оценка энергии взрыва приводит к величине, превышающей энергию падения Аризонского метеорита, при котором образовался огромный метеоритный кратер диаметром 1200 м. Однако на месте падения Тунгусского метеорита никакого метеоритного кратера не было обнаружено. Это объясняется тем, что взрыв произошел еще до соприкосновения небесного тела с земной поверхностью.

Хотя исследование механизма взрыва Тунгусского метеорита еще не завершено, большинство ученых считают, что это тело, обладавшее большой кинетической энергией, имело низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. По-видимому, это была комета, состоящая из замерзшей воды и газов в виде "снега", с вкрапленными тугоплавкими частицами. Кометная гипотеза метеорита была предложена еще Л.А. Куликом и затем развита академиком В.Г. Фесенковым на основе современных данных о природе комет. По его оценке масса Тунгусского метеорита составляет не менее одного миллиона тонн, а скорость— 30-40 км/с.

В районе Тунгусской катастрофы в почве были обнаружены микроскопические силикатные и магнетитовые шарики, внешне сходные с метеоритной пылью и представляющие собой распыленное при взрыве вещество ядра кометы. Ночное свечение могло быть связано с рассеянием солнечного света пылевым хвостом кометы в верхних слоях атмосферы. Тунгусский метеорит, или как его часто называют в научной литературе, Тунгусское падение, до конца еще не изучен. Некоторые результаты исследований еще требуют своего объяснения, хотя они и не противоречат кометной гипотезе.

Тем не менее в течение последних десятилетий были предложены и другие гипотезы, которые не подтвердились при детальных исследованиях.

Согласно одной из них, Тунгусский метеорит состоял из "антивещества". Взрыв, наблюдавшийся при падении Тунгусского метеорита,— результат взаимодействия "вещества" Земли с "антивеществом" метеорита, которое сопровождается выделением огромного количества энергии. Однако предположение о таком ядерном взрыве противоречит тем фактам, что в районе тунгусского падения не наблюдается повышенная радиоактивность, что в горных породах нет радиоактивных элементов, которые должны были бы быть, если бы там действительно произошел ядерный взрыв.

Была предложена также гипотеза о том, что Тунгусский метеорит представлял собой микроскопическую черную дыру, которая войдя в Землю в Тунгусской тайге, пронзила ее насквозь и вышла из Земли в Атлантическом океане. Однако явления, которые должны были бы произойти при таком событии (не говоря уже о возможности существования черных дыр малой массы)— синее свечение, вытянутая форма вывала леса, отсутствие потери массы и другие,— противоречат фактам, наблюдавшимся при Тунгусском падении. Таким образом, и эта гипотеза оказалась несостоятельной.

Тунгусское падение еще не изучено до конца.