Олег БЫКОВ, Разорванная сеть
"Известия", 24 января 2003 г.

Наши астрономы не видят опасные космические объекты В технике астрономических наблюдений за последние пять лет произошла революция. Благодаря ей, а именно вследствие применения ПЗС-матриц в качестве приемников излучения, даже небольшие любительские телескопы могут заметить опасный метеорит, приближающийся к Земле, еще до того, как он врежется в нашу планету. К сожалению, эта революция не коснулась российского комплекса оптического слежения, и наши специалисты, наблюдающие за ближним космосом и Солнечной системой, сейчас практически слепы.

Олег БЫКОВ, Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН

Большие метеориты падают на Землю довольно часто. Известно, например, что за десять лет системой ядерного обнаружения США и спутниками-шпионами было зарегистрировано около 250 мощных взрывов от упавших на Землю обломков астероидов, комет и больших метеоров. Попав в густонаселенный район, такие пришельцы из космоса способны наделать немало бед. Например, если бы знаменитый Тунгусский метеорит задержался на несколько часов, он попал бы в европейскую часть России, а не в глухую сибирскую тайгу, и, возможно, на месте столицы Российской империи осталось бы поле развалин. Самый свежий крупный посланник космоса упал на российскую землю 25 сентября прошлого года. Тогда в два часа ночи в сибирской тайге в районе Бодайбо Иркутской области произошел сильный взрыв, последствия которого, как и состав упавшего объекта, ученые будут изучать во время намеченной на весну экспедиции.

Увы, отечественные средства слежения не смогли заметить этот метеорит ни на подлете к планете, ни во время его движения и атмосфере. Зато это сделал американский спутник, предназначенный для наблюдения за пусками ракет. В результате никто не предупредил местное население, к счастью, малочисленное в этих местах, о его «пришествии» — ни МЧС, ни Минобороны, ни иркутские астрономы. Дело в том, что наша сеть оптических наблюдений за ближним космосом сильно поредела и фактически ослепла. Ведь с .развалом страны многие станции оптического слежения за околоземными объектами оказались на территории независимых государств: на Украине, в Средней Азии, в Закавказье. А система контроля околоземного пространства, созданная в 1957 году на базе обсерваторий университетов и педвузов, оказалась морально устаревшей. По сути, российские астрономы и военные, следившие за движущимися небесными телами, оказались «незрячими» и не могут эффективно контролировать ближний космос над территорией нашей страны. Незамеченное ими сентябрьское падение крупного метеорита как нельзя лучше подтверждает такое положение дел.

Одна из причин «слепоты» — революция, которая случилась в астрономии примерно пять лет назад, когда в качестве приемников излучения стали использовать не фотопластинки, а ПЗС-матрицы (ПЗС — это аббревиатура, составленная из начальных букв термина «прибор зарядовой связи»). Такие матрицы стоят в любой современной видеокамере, цифровом фотоаппарате или системе контроля за покупателями в крупных магазинах. С помощью ПЗС-телескопа на экране дисплея удается зафиксировать и точно измерить все то, что в данный момент «видит» прибор. ПЗС-наблюдения навсегда вытеснили трудоемкие фотографические методы из практики астрономических наблюдений. Увы, известное отношение российского государства к науке в последнее десятилетие не позволило нам идти в ногу с мировой астрономией: большинство наших телескопов оснастить ПЗС-приемниками излучения не удалось. А в других странах такие телескопы имеются не только у профессионалов, но даже и у любителей астрономии. Как свидетельствует опыт работы Пулковской обсерватории с такими любителями, если правильно организовать систему наблюдений, малыми и средними «домашними» ПЗС-телескопами удается очень эффективно следить за движущимися небесными телами. Этим-то опытом и можно воспользоваться чтобы «вернуть зрение» российским службам слежения за космическим пространством.

Для этого в связи с недавно объявленной программой оснащения вузов новым оборудованием, на наш взгляд, следует заказать серию ПЗС-матриц отечественного производства для уже имеющихся университетских телескопов России, а к оплате такой серии привлечь также небольшие финансовые средства Минобороны. Тем самым удалось бы «убить несколько зайцев». С одной стороны, университетские астрономы получили бы возможность учить студентов на современном уровне и привлекать молодежь к интересным научным исследованиям, например, искать сверхновые звезды или изучать движение комет, астероидов, метеоров, особенно сближающихся с Землей. С другой стороны, соответствующие оборонные службы слежения получили бы возможность использовать хорошо вооруженные телескопы для оперативного контроля космического пространства. Ведь именно для этого и требуется разнесение станций слежения по всей территории России.

В решении данной задачи смогут принять участие и астрономы Пулковской обсерватории, где разработаны и ждут практической реализации методы быстрого определения орбит небесных тел по результатам ПЗС-наблюдений на короткой дуге и создано математическое обеспечение для обработки и контроля наблюдений, отождествления движущихся небесных объектов и оперативной эфемеридной службы для их дальнейшего сопровождения и с целью уточнения орбит. Если бы осуществить это простое предложение, то астрономы Иркутского университета и любители астрономии Восточной Сибири, имея на своих телескопах современные ПЗС-матрицы, вполне могли бы заметить Витимский метеорит еще до его падения на Землю,