Анатолий БЕЛКИН, Сергей КУЗНЕЦОВ, От гипотезы воздушного взрыва к гипотезе индуцированного землетрясения
"Вечерний Новосибирск", 2 марта 2001 г.

Анатолий БЕЛКИН, старший научный сотрудник центральной научно-исследовательской лаборатории Новосибирской государственной медицинской академии, Сергей КУЗНЕЦОВ, инженер

СКОРО исполнится сто лет с момента падения Тунгусского метеорита. За это время на ме­сте Тунгусской катастрофы побы­вало много экспедиций. Собран огромный противоречивый мате­риал. Высказано и опубликовано более сотни гипотез о причине и механизмах вывала леса в Подка­менной Тунгуске. Однако, несмо­тря на обилие полученного материала, все гипотезы очень быстро рассыпались под напором фактов или из-за их отсутствия. Во всей этой истории неизменным оставался один факт — 30 июня 1908 года космическое тело вошло в земную атмосферу и закончило свой путь в центре палеовулкана, расположенного в области Подкаменной Тунгуски на водоразделе рек Кичму и Хушма. Этот неоспо­римый факт мы и взяли за основу при анализе материалов, собран­ных за долгие годы прекрасными, неравнодушными к тайнам приро­ды людьми. Без их упорного труда загадка Тунгусской катастрофы так и осталась бы неразгаданной. Очень помогли нам личные встре­чи и беседы с В. К. Журавлевым. Г. Ф. Плехановым, Д. Ф. Анфино­геновым.

Прежде всего следует отме­тить, что в проблеме Тунгусского метеорита имеется много искус­ственных, привнесенных, проти­воречий. Они возникли из-за то­го, что время стерло и исказило многие следы Тунгусской катаст­рофы. Поэтому утерянные дета­ли приходилось восстанавливать. В результате сформировался про­тиворечивый конгломерат из ре­альных фактов и фанта­зий, получивший назва­ние «Проблема Тунгус­ского метеорита». Прежде всего это про­тиворечивые «данные» об угле наклона траек­тории падения Тунгус­ского метеорита. По описаниям очевидцев, наблюдавших на боль­шом протяжении полет метеори­та, наклон его траектории не пре­вышал 10—17 градусов, а ско­рость была порядка 200 км/час. Однако при моделировании воз­душного взрыва характерный для Тунгусской катастрофы вывал леса был получен при угле накло­на траектории метеорита не ме­нее 30 градусов.

Еще одно противоречие воз­никло при подготовке азимута ным вывала леса — с востока на запад. Для подгонки эксперимен­тальных данных к реальным сде­лали предположение, что метео­рит в конце своего падения изме­нил угол траектории, а раз его ме­нял, то мог быть искусственным телом (летающей тарелкой, кос­мическим зондом).

В течение нескольких десят­ков лет радиальный вывал леса в зоне Тунгусской катастрофы объ­ясняли воздушным высотным взрывом мощностью 10—15 мега­тонн тринитротолуола. Отдель­ные исследователи считают, что это был ядерный взрыв. Однако существует много фактов, не со­гласующихся с гипотезой вы­сотного воздуш­ного взрыва и тем более ядер­ного.

Известно, что при взрыве ядерного заряда в 10 мегатонн на расстоянии 30 км от эпицентра скачок давле­ния достигает такой величины, что приводит к полной потере слуха у людей, а в радиусе 25 км у них должен возникнуть луче­вой ожог кожи и сетчатки глаз третьей степени. Анализ показаний очевидцев свидетельствует, что у пострадав­ших людей и у находившихся ря­дом животных не было симпто­мов баротравмы уха и контузий, которые всегда сопровождают мощные взрывы. Все симптомы указывают на то, что они стали свидетелями специфического сейсмоакустического явления. Приведем типичный пример — рассказ старика Василия Охчен: «...чум сильным толчком отбро­сило в сторону. Сознание я не те­рял... Был слышен сильный про­должительный гром, земля дро­жала. Вокруг падали деревья. Вскоре гром и ветер стихли» (расстояние от эпицентра до стойбища 25 км).

Как могли уцелеть эвенки, когда вокруг падали и ломались пополам деревья? Человек про­сто не выживет при воздействии на него ударной волны, ломаю­щей рядом стоящие деревья как спички.

Много противоречий появи­лось во время проверки гипотезы воздушного взрыва (при созда­нии модели вывала леса). Как из­вестно, вывал леса однотипен в радиусе 30 км. Однако в центре Тунгусской катастрофы и на раз­ном расстоянии от него остались живые деревья. Говорят, что они сохранились благодаря экраниру­ющим свойствам складок местно­сти. Но для воздушного взрыва на высоте 10 км эти складки не эк­ран.

Как могла произойти закрутка (поворот азимутов) вывала леса по часовой стрелке на 2—8 граду­сов? Одномоментный взрыв тако­го эффекта не даст.

Ничего конкретного нельзя сказать и о лучевых ожогах дере­вьев.

В зоне Подкаменной Тунгуски еще до падения Тунгусского ме­теорита были неоднократные лесные пожары. В 1915 году гигантский пожар охватил место Тунгусской катастрофы. В последующие годы здесь также неоднократно полыхали пожары. Можно ли после всех этих пожаров утверждать, что ожоги на де­ревьях лучевые? По нашему мнению, нельзя. Следует учитывать и тот факт, что зона Тунгусской ка­тастрофы — это еще и полюс хо­лода. При минус 50 градусах могут возникать холодовые ожоги ветвей, и их легко спутать с термическими ожогами. Поэтому о пожаре 1908 года можно судить только по рассказам очевидцев этого события, а они свидетельст­вуют, что падение метеорита со­провождалось пожаром.

Все эти данные не укладыва­ются в модель воздушного взры­ва и тем более — ядерного. Более того, в районе катастрофы нет ударного кратера.

Характер повреждений дере­вьев также нетипичен для взры­ва. Повсюду наблюдался выворот корневой системы, расщепление стволов у основания и вертикаль­ные продольные трещины. Такие повреждения деревьев возника­ют при землетрясениях.

Учитывая все это, а также то, что у людей и животных, нахо­дившихся в зоне Тунгусской ката­строфы, отсутствуют симптомы баротравмы уха, нет лучевых ожогов глаз и т. д., можно сделать вывод, что никакие мегатонны в воздухе не взрывались. Ре­ально уцелеть человеку при воздействии взрывной воздушной волны, ломающей пополам рядом стоящие стволы деревьев, невозможно.

Очевидно, мы имеем дело со специфическим землетрясением, где в силу сложившихся обстоя­тельств и особых физических свойств рыхлого чехла (первые 50 метров) сейсмические колеба­ния, индуцированные слабым ис­точником (Тунгусским метеори­том), распространились на боль­шее расстояние.

Что же могло вызвать землетрясение?

В начале 70-х годов прошлого века Д. Ф. Анфиногенов обнаружил в депрессии горы Стойковича глыбу оплавленного кварцитизированного гравелито-песчани-ка. Раскопки показали, что глыба падала по наклонной траектории (азимут 140 градусов от С к В, ко­нечная скорость 500 м/с). Эта траектория полностью совпадает с траекторией, рассчитанной И. С. Астаповичем для Тунгусского метеорита. Но найденная глыба не метеорит, так как считается, что метеорит — это кусок астеро­ида, образовавшегося в результа­те разрушения одной из планет Солнечной системы, никогда не имевшей атмосферы. А раз так, то в соста­ве метеоритов не должно быть осадоч­ных пород.

В свое время Ф. Ю. Зигель опублико­вал статью о «непри­знанных» метеори­тах. Имеются десят­ки случаев, когда сотни людей видели падение небесного камня, а анализ показывал, что он явно земной. Например, 11 апреля 1925 года множество шведов ви­дели падение метеорита, кото­рый был быстро найден. Оказа­лось, что он состоит из известня­ка с остатками морских раковин-трилобитов. В марте 1950 года монгольские пограничники на­блюдали падение метеорита, ко­торый ими был найден и стал из­вестен как «Керумнский метео­рит» (хранится в музее Улан-Бато­ра) . Он состоит из вулканическо­го шлака с вкраплениями кварца. Уже накопилось много подобных фактов, но метеоритчики их иг­норируют.

Мы, работая с фондовой (не­опубликованной) литературой, пришли к выводу, что находка Д. Ф. Анфиногенова — типичный метеорит земного происхождения.

Ученые утверждают, что существует группа метеоритов земно­го происхождения. Они образуются при ударах малых космиче­ских тел о земную поверхность. Механизм образования метеори­тов земной группы таков: при ударе космического тела о по­верхность Земли с нее могут быть выброшены в космическое пространство куски земной коры размером до одного километра, т. е. астероиды. Более мелкие осколки диаметром до ста метров могут покидать Землю. Таких падений в истории Земли было много. Об этом свидетельствует ог­ромное число ударных кратеров на земной поверхности.

Таким образом, находка Анфи­ногенова вполне может претендо­вать на звание Тунгусского метеорита. Он вошел в 1908 году под малым углом в атмосферу Земли и завершил свой путь на горе Стойковича, которая является частью палеовулкана. В результате произошло землетрясение.

Для того чтобы понять, что же произошло дальше, необходимо рассмотреть некоторые особен­ности геологического строения района Тунгусской катастрофы.

Как уже говорилось выше, центр Тунгусской катастрофы совпал с центром палеовулкана. Этот факт должен был бы насто­рожить исследователей Тунгус­ского феномена, но они не прида­ли этому факту серьезного значе­ния. Далее центральный шток па­леовулкана, в который врезался метеорит с конечной скоростью 500 м/с, контактирует с 25-метро­вым слоем вечной мерзлоты, ко­торый оттаивает летом всего на 25—30 см. При касательном уда­ре метеорита о шток в нем воз­никли крутильные деформации, и энергия удара преобразовалась в поверхностные сейсмоакустические волны. Слой вечной мерзлоты является прекрасным волноводом для сейсмических волн, а расположенный над ним тонкий от­таявший слой — хорошим волноводом для поверхностных волн Рэлея. Именно эти волны при землетрясениях вызывают разруше­ния. Колебания штока вызвали деформацию сдвига всего окружаю­щего слоя вечной мерзлоты. Хорошо известно, что чем бли­же к поверхности Земли располо­жен очаг землетрясения, тем больше его энергии расходуется на формирование поверхностных сейсмоакустических волн и тем больше будет разрушений.

Поверхностные сейсмоакустические волны сделали с деревья­ми примерно то же, что с при­брежными домами удар волны цунами. Их просто выбило из зем­ли и уложило вер­шинами по ходу волны. О том, что вывал леса произ­вели поверхност­ные сейсмоакусти-ческие волны, а не воздушный взрыв, свидетельствуют характерные по­вреждения деревьев. Это, прежде всего, продольные трещины коры деревьев и расщепленные у осно­вания стволы, а также однотипная картина вывала на всей террито­рии. Загадочная «пушечная кано­нада», продолжавшаяся несколь­ко минут после падения метеори­та, есть не что иное, как звуки ло­пающейся под воздействием сейсмоакустических волн 25-метровой толщи вечной мерзлоты. Вспомните ледоход и треск ломающихся льдин.

Таким образом, Тунгусский метеорит уже давно найден Д. Ф. Анфиногеновым. При своем падении он индуцировал землетря­сение, а оно уже вызвало характерный вывал леса. Жаль, конечно, что это не космический ко­рабль инопланетян, но таковы факты, и с ними ничего не поде­лаешь.