А.ТАРАСОВ, С Эвенкии начали спасение Земли
"Известия', 4 октября 2000

Так уж повелось, что выражение «нехватка кислорода» приобрело у нас исключительно политический оттенок, стало синонимом недостатка свободы. Сейчас с большими мучениями мы пытаемся вернуть словам буквальный смысл. Увы, «нехватке кислорода» возвращать буквальный смысл не надо. На наших глазах в странах богатых и бедных, благополучных и не очень становятся все хуже воздух, вода, почва.

Мы усиленно осваивали природу, превратив ее в окружающую среду. Теперь кольцо окружения все плотнее, нам все труднее дышать. Люди загнали себя в резервации прогресса, уничтожая планету и лишая свой биологический вид шансов на нормальное развитие.

Утилизация отходов нашей все более и более ядовитой жизнедеятельности, поиск чистых технологий — не просто самый рациональный способ выживания человечества. Это и гигантский бизнес, источник огромных доходов для тех, кто опередит конкурентов.

Нам есть что терять. Мы можем потерять единственную планету, на которой смогли худо-бедно ужиться с природой. На освоение других планет нужно уж точно никак не меньше денег, чем на спасение собственной.

Нам есть что терять. Значит, нам есть что спасать. Промедление смерти подобно. Точнее, оно и есть сама Смерть.

Парк номер один

В Красноярском крае, а именно в Эвенкии, начинает осуществляться грандиозный неправительственный экологический проект, цель которого — создание «живого пояса планеты», то есть неприкосновенного запаса земель, которые пока не затронуты индустриализацией. По замыслу организаторов, это позволит восстановить на Земле экологический баланс. Идея начинает претворяться в жизнь именно с Эвенкии, где в «живой пояс» — «НЗ» для планеты — отдают территорию, по площади равную трем Швейцариям.

Автор и «мотор» этого проекта — 40-летний красноярец Сергей Зырянов. Его горячо поддержала группа ученых и космонавтов Германии, России, США, Чехии, Японии.

Прозрение бизнесмена

Зырянов любит Экзюпери, но не считает себя романтиком. Он и не сумасшедший. Он — прозревший. Знание зачем жить пришло к Сергею, по его словам, на берегу озера Виви в Эвенкии. Это — географический центр России, 90 верст чистейшей воды. Человек выпил четыре пригоршни воды из озера, постоял — и поймал себя на мысли о том, что воду пил нефильтрованную и даже не задумывался о ее чистоте. А она в этом озере действительно пока чистейшая. Там и тогда миллиардер, бизнесмен, политик, плейбой (это все о Зырянове) решил оставить бизнес и власть. У него появилось главное дело жизни, которому уже ничто не должно было мешать.

— Мы — первое на Земле поколение, которому брошен космический вызов. Именно нам дано спасти планету или прослушать аккорды похоронного марша по Земле, — убежден Сергей. —Осознание того, что первое такое поколение может стать и последним, не позволяет жить так, как прежде. Поэтому мои друзья космонавты России, Германии, Чехии, Австрии — создали экологическую экспедицию. Она приступила к ревизии планеты.

Усилиями экспедиции в 1996 году создан российский государственный природный заповедник «Тунгусский» — на месте падения Тунгусского метеорита, а в 1998 году, после исследования плато Путорана — одного из последних крупных девственных уголков планеты, в ответ на обращение экспедиции Эвенкия выделила 11 миллионов гектаров под «Парк планеты Земля № 1». Совместным решением губернатора и парламента Эвенкии на севере региона навсегда запрещена промышленная деятельность. Ученые предлагают сделать эту территорию эталоном экологической чистоты.

Из геоморфологического описания участка. Здесь постоянно обитают лоси, олени, волки, медведи, росомахи, песцы, соболя, колонки, норки, горностаи. Из редких животных встречаются горный баран, красный полярный волк, кабарга. Зимой сюда мигрирует часть огромного таймырского стада дикого оленя (карибу), составляющая десятки тысяч голов. Реки изобилуют хариусом, ленком, тайменем, нельмой, сигом, кумжей.

Немецкий и чешский астронавты Зигмунд Йен и Владимир Ремек работают над присоединением к «живому поясу планеты» экологически чистых территорий Германии и Чехии. Побывавшая в эвенкийской тайге группа немецких ученых, которой руководит астронавт Зигмунд Йен, намерена перенять зыряновский почин.

Проект благословили иерархи основных религий мира.

В сентябре 2001 года на плато Путорана — на широте Северного полярного круга — состоится символическое открытие «Парка планеты Земля № 1». В декабре 2002 года для дальнейшего развития проекта с острова Мальта начнется кругосветная экологическая экспедиция астронавтов.

Мир состоит из дворов

Сергей все свои сорок лет живет на запредельной скорости. И по Красноярску тоже летает на своем знаменитом мотоцикле без номера. Старушки, даже перепугавшись, вслед не плюются — говорят: «Наш Сергей поехал». Они его любят. В период гайдаровских реформ Зырянов в сети своих магазинов продавал хлеб и молоко для пенсионеров вдвое дешевле.

Владелец заводов и месторождений, он — пожалуй, первый в России, кто смог публично заявить о себе как о легальном миллиардере. Став депутатом Законодательного собрания края, пытался отстоять право жителей на проведение референдума о строительстве в Красноярске-26 завода для регенерации отработанного ядерного топлива. Не получилось — но «за попытку спасибо». Реанимировал в крае традиции дворового спорта, основав Народную спортивную лигу. В отборочных играх его турнира в течение года по выходным на дворовых площадках Красноярска состязались 11 тысяч человек всех возрастов и профессий. Каждый игрок победившей в турнире команды получил от Зырянова новенькие «Жигули». В апреле 1995 года предприниматель организовал фантастический смотр дворового футбола на Северном полюсе. Доставив на полюс сто добровольцев — детдомовцев и олимпийских чемпионов, студентов и космонавтов, — Зырянов провел там футбольный турнир.

Планы Сергея по спасению Земли могут показаться несбыточными, потому что вы его не знаете. А те, кто знает, верят ему — ведь он всегда сдерживал обещания. Хотя Зырянов уже ушел из краевого парламента, фактически отошел и от бизнеса, его единодушно избрали руководителем экологической экспедиции астронавтов.

НЗ для планеты

— В списке глобальных опасностей, — делится со мной Зырянов, — на первое место вышла угроза удушья. Мир может просто задохнуться, а мы уничтожаем ежесекундно лес на территории, равной футбольному полю. Только вдумайтесь: одна минута — и нет 60 футбольных полей леса... Я не считаю наш проект оригинальным. Просто из космоса отчетливо видно, насколько наш шарик уже обезображен цивилизацией потребления. Поэтому мы и взялись за создание «живого пояса» планеты.

Реализация проекта будет зависеть не от президентов и премьеров, а от сегодняшнего поколения землян, не разделяемого по возрасту, цвету кожи, наличию денег и власти, — подчеркивает Сергей.

Горы сворачивать не надо. Надо лишь в своей стране, штате, кантоне, графстве, провинции разделить земли так, как это делает любой рачительный крестьянин: на поле, что он использует в хозяйстве, на «пар» — землю, которая отдыхает, и на тот уголок природы, благодаря нетронутости которого восстанавливается и сохраняется плодородие всей земли.

Эвенкия уже устроена так: активно осваиваемый промышленностью юг округа, центр, ожидающий инвестиций в минерально-сырьевой комплекс, и северный парк, сохраняющий чрезвычайно ранимую приполярную и полярную природу.

Эвенкия может стать прототипом дальнейшего сбалансированного устройства всей Земли. Разделение ее на эксплуатируемую и неприкосновенную части, возможно, приведет человечество к достижению жизнесохраняющего экологического равновесия. И сейчас космонавты распространяют этот опыт на всю планету.

Защищенная астронавтами от транснациональных компаний, сохраняемая уже в течение двух лет от промышленного освоения начальная территория «Парка планеты Земля № 1» — это первый шаг к созданию «живого пояса планеты». Принцип действия «пояса» — в «бездействии», в отказе правительства от хозяйственной разработки территорий, присоединившихся к Парку. Цель — формирование неприкосновенного запаса земель, способного удержать планету от экологической катастрофы.

Несмотря на достижения ученых, невозможно посчитать, какие площади планеты нужно зарезервировать, чтобы сбалансировать экологические весы Земли. Решающим может оказаться каждый даже не километр, а метр, включенный в «живой пояс».

Нами движет одно — медлить нельзя. На прочтение моих слов у людей уйдет минута. За эту минуту зараженный воздух планеты убьет 19 детей, с поверхности Земли исчезнут очередные 60 гектаров выделяющего кислород леса.

Заслон «осваивателям»

Тайга российского Севера дает не только кислород. С гибнущих в пожарах и вырубаемых лесов начинаются тайфуны и землетрясения. Исчезнувшие леса Бразилии вызвали необратимый рост температуры Земли, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана. Север — последний ресурс жизни человека на Земле. Но нарушить хрупкое экологическое равновесие в Арктике очень легко. Пестициды, гербициды, все те химикаты, которые ученые именуют устойчивыми органическими загрязнителями, доставляются со всей планеты ветрами и морскими течениями в полярные и приполярные районы.

Эвенкийская автономия — один из самых богатых в мире регионов по практически нетронутым запасам нефти и гелия. В недрах округа — уголь, алмазы, золото, железо, редкоземельные элементы, графит, исландский шпат. И сейчас, когда углеводородные месторождения Тюмени, Башкирии, Каспия истощаются, взоры добытчиков сырья все чаще обращаются на Эвенкию. Несмотря на то, что по своей структуре это, пожалуй, самый сложный нефтегазоносный участок в мире, в регион уже пришли крупнейшие компании. Нефтяники занимают плацдарм на юге автономии.

Допустить человека индустриального в «легкие» Северного полушария самоубийственно. Воспаление легких Земле не пережить.

...Выходя из вертолета на севере Эвенкии, на плато Путорана, члены экспедиции старались шагать след в след, потому что вдавленный ботинками в землю ягель восстанавливается сорок лет. Нефтяники успеют уничтожить девственную, существующую уже миллионы лет природу юга Эвенкии еще до восстановления ягеля, пострадавшего от ботинок путешественников. Но на север округа покорителей природы уже не пустят. Хотя в рекламные проспекты автономного округа для инвесторов внесено «Прогнозное Верхнекугдякитское месторождение нефти», расположенное как раз на территории «Парка планеты», и геологи зазывают толстосумов. А недавно и президент Владимир Путин призвал все крупные нефтегазовые компании России объединить усилия для покорения природы Восточной Сибири.

В Эвенкии на пути «пожирателей» планеты встал серьезный заслон.

Трагический оптимизм

Экологическое благополучие занимает приоритетное место в шкале ценностей лишь богатых государств. Для стран отсталых заботы о природе — непозволительная роскошь. Вот и в России нищета граждан побуждает их жить исключительно днем текущим, а это позволяет правительству продвигать экологически опасные, откровенно колониальные — применительно к собственному народу — проекты. Стало модным хулить экологов, подозревать «зеленые» движения в том, что они являются либо прикрытием иностранных разведок, либо проводниками политики западных корпораций. Это — часть сегодняшнего государственного стиля. Хотя иные экологические организации, кажется, постарались сами себя дискредитировать, не обретя должного влияния на власть и не заняв достойного места в общественном сознании. И что же, выхода нет?

Проект астронавтов — попытка найти выход. Да, эффективность неправительственных инициатив меньше, чем государственных решений. Но кто-то должен вынудить правительства принимать нужные решения.
Красноярский край — Москва

Только факты

Ежегодно в России регистрируется несколько десятков тысяч разрывов нефтепроводов. Главная причина этого — изношенность коммуникаций, нетехнологичный режим эксплуатации. В результате теряется, по разным оценкам, от 10 до 20 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Ни одна российская нефтяная компания не соблюдает общепринятую предельную норму потерь нефти при ее добыче и перекачке, которая составляет 0,1 процента. У нас потери в десятки и сотни раз больше. Из почвы загрязнения рано или поздно попадают в водоемы, в том числе и хранилища питьевой воды.

В России каждая третья проба питьевой воды не соответствует ГОСТу по химическим загрязнениям, каждая десятая — по бактериологическим. В городах изношено и непригодно к эксплуатации до 40% водопроводных сетей, в сельской местности с централизованным водоснабжением — 63%.

В течение последних 2000 лет безвозвратно потеряна примерно половина площади мировых лесов. Считается, что ныне Россия обладает самыми большими лесными ресурсами мира — до 22% всех лесов планеты расположены на нашей территории. На втором месте Бразилия с 16% мировых запасов леса, на третьем — Канада (7%), на четвертом — США (6%). До недавних пор считалось, что российские лесные ресурсы в значительной степени состоят из так называемых девственных, то есть не затронутых хозяйственной деятельностью человека лесов.- Это — неприкосновенный запас природы, хранилище ее биологического разнообразия. Однако, согласно последним исследованиям российских ученых, такие леса (массивами не менее 100 тысяч гектаров) занимают не более 5% территории — значительно меньше, чем полагали раньше. Если нынешняя тенденция сведения лесов на планете продолжится, то к середине XXI века около 25% всех видов животных и растений исчезнут.

С каждым годом все острее становится общемировая проблема сбора и утилизации твердых бытовых отходов. В России таких отходов «производится» около 0,34 кг на человека в день. Пока это значительно меньше, чем показатели сбора твердых бытовых отходов в развитых странах: 1,9 кг на душу населения в США, 0,9 кг — в Великобритании. Однако в нашей стране практически не развиваются современные технологии переработки и утилизации таких отходов. До сих пор более 68% отходов попросту вывозится на «полигоны» (попросту свалки). Большинство официальных свалок — более 80% — находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. В последние годы бичом больших российских городов стали несанкционированные свалки в пригородной зоне, близлежащих лесах. По оценкам экологических организаций, на таких свалках сегодня складируется до трети всех отходов, которые нигде не учитываются и не контролируются. Проекты строительства заводов по утилизации бытовых отходов, как правило, встречают серьезное сопротивление со стороны населения.