Ю.КАНДЫБА, ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ НА ТУНГУСКЕ
"Сибирская газета", №6 1992 г.

ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ НА ТУНГУСКЕ

В изучении проблемы Тунгусского метеорита наступил новый этап. Кроме энтузиастов из комплексной самодеятельной экспедиции (КСЭ) и многих отечественных специалистов, к разгадыванию тайны приступили ученые европейских стран.

В 1988 г. Всесоюзный симпозиум по Тунгусскому метеориту в Красноярске решил организовать международные экспедиции. На следующий год это решение было осуществлено. В 1989 г. в районе Тунгусской катастрофы работала группа японских уфологов из общества "Сакура". Японские исследователи посетили метеоритную заимку Кулика - первого исследователя проблемы, изучили возможности сбора данных для развития своей версии.

Несколько слов об их версии. По мнению руководителя японской программы Козо Каваи из г. Токио, тысячи лет назад японская цивилизация достигла такого расцвета, что смогла запустить космический корабль для поиска братьев по разуму. В 1908 г. корабль возвратился, однако при подлете к Земле потерпел аварию и взорвался над Тунгуской. Каваи сказал: "Мы приехали сюда отдать почести нашим предкам-космонавтам". Для дальнейшего изучения Тунгусского феномена, развития контактов между исследователями двух стран, а также для создания памятного мемориала в эпицентре взрыва японские коллеги сделали добровольный взнос в размере 100 тысяч иен.

Летом 1990 г. чартерными авиарейсами из Киева и Томска сначала в пос. Ванавара, оттуда на вертолетах "МИ-8" на метеоритную заимку Кулика были доставлены участники второй международной экспедиции. Прибыли ученые из Франции, Болгарии, Швеции, Югославии.

Впервые за всю историю исследования Тунгусского метеорита на эту землю ступила нога европейского ученого. Европа прислала в легендарный уголок Восточной Сибири астрономов, геологов, космохимиков, метеоритчиков. Между нашей экспедицией, объединяющей энтузиастов-ученых России, Украины, Прибалтики, и иностранными исследователями завязались научные контакты и дружеские отношения.

Шведский астроном Онсальской обсерватории доктор Андерсон говорил: «Тунгусская комета - это гранд-дама научной мистерии. На сегодняшний день не имеется никаких видимых следов, чтобы подтвердить пребывание здесь космического метеорита, и наше присутствие здесь объясняется тем, что мы хотим определить, есть ли следы взрыва, который произошел в 1908 году. Мы должны попытаться найти что-то такое, что имело бы отношение к этому телу».

Самое интересное произошло весной 1991 г. Это стало сенсацией. Мы передали образцы смолы из повреждений катастрофного года профессору Корлевичу из Загреба. Корлевич передал образцы коллегам в Италию. И суперсовременный электронный микроскоп "нашел" в смоле мельчайшие частицы, содержавшие бром , кометный легколетучий элемент, и кобальт - метеоритный. Выходило, что мы встретились с элементами двух разных космических тел: астероида и кометы. Напрашивалась гипотеза: Тунгусский метеорит не что иное, как кометный астероид! Или астероидальная комета. Сейчас известно, что некоторые астероиды могут становиться кометами, а остатки комет в виде астероидов могут сталкиваться с Землей.

Третья международная экспедиция в 1991 г. обещала стать интересной. Надежды

оправдались. Несмотря на то, что многие ученые из США, ФРГ, Швеции, Финляндии, Франции и Югославии, заявившие раньше о своем непременном участии, не решились приехать. Сложная политическая обстановка в стране, неразбериха в советской экономике - эти и другие обстоятельства привели к тому, что только Италия послала своих ученых в Сибирь.

На Тунгуске они занимались отбором смолы из ожоговых повреждений, изучали годовые слои деревьев 1908 года. И вот новая сенсация! Итальянцами под руководством 70-летнего профессора Болонского университета Митти Галли в кольцах деревьев 1908 года открыт минерал энстатит, характерный для каменных метеоритов - энстатитовых хондритов. Моя гипотеза о том, что Тунгусский метеорит не что иное, как рой кометных метеоритов, начинает обретать зримые черты.

Успех итальянских коллег вдохновляет не только их самих, но и КСЭ. Свежие научные силы - и сразу прорыв, сразу - новый канал информации. Однако участникам КСЭ хорошо известна вся сложность проблемы Тунгусского метеорита. С какой бы, к примеру, скоростью кометные метеориты (в общем-то, простые, хорошо изученные космические тепа) ни влетали в земную атмосферу, они не могут породить мощную геомагнитную бурю, характерную разве что для высотных ядерных взрывов; у них нет веществ, способных заставить несколько суток светиться верхние слои атмосферы над целым материком, они не способны оставить по себе память в фауне и флоре планеты в виде мутантов.

Так с чем же столкнулась Земля 30 июня 1908 года? С роем кометных метеоритов или неизвестным науке объектом? Надеяться, что ответ будет найден, позволяют первые международные экспедиции на Тунгуску.

Ю. КАНДЫБА, зам. Начальника международной экспедиции, член комиссии по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения Академии наук.

("Кузнецкий рабочий" от 19 декабря 1991 г. Перепечатывается в сокращении).