Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 185-192
Док. № 193-200
Док. № 201-208
Док. № 209-215
Док. № 216
Док. № 217
Док. № 218
Док. № 219
Док. № 220
Док. № 221
Док. № 222-230
Док. № 231-240
Док. № 241-247
Док. № 248-251
Док. № 252
Док. № 253
Док. № 254
Каталог
Опрос очевидцев в 1968-70 г
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 185-254 » Док. № 231-240

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 231

Док. № 232

Док. № 233

Док. № 234

Док. № 235

Док. № 236

Док. № 237

Док. № 238

Док. № 239

Док. № 240

Номер протокола

597

759

140

15

19

Б/н

139

138

18

17

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Проспихино

Пашня, 16 км выше Проспихино

Бурятский АО, с. Зуево, 6 км от Манзурки на С-З

Пашутино

Иркинеево

Иркинеево

Мирный

Ангарский пос. Богучанского р-на

Иркинеево Богучанского р-на

Иркинеево Богучанского р-на Красноярского края

2. Время опроса (год, месяц, число)

Июль 1968

Июль 1968

13 августа 1970г.

24 июля 69 г

31 июля 1969

31 июля 1969

27 июля 1969

29 июля 1969г

31 июля 1969

31 июля 1969

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Колпаков Демид Микитич

Попов Иван  Иннокентьевич

Зуева Надежда Филипповна

Брюханов Роман Егорович

Кулаков Павел Евдокимович

Логинов Григорий Абакумович

Аландин Василий Никифорович

Кулаков Игнатий Иванович

Симонов Григорий Сергеевич

Логинов Захар Абакумович

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

80

73

82

72

90

85

1897 г.р.

75 лет

82 года

77 лет

5. Национальность информатора

 

 

 

Русский

Русский

Русский

Русский

Русский

Русский

Русский

6. Грамотность, социальное положение

 

 

 

Не грамотный

Грамотный

Не грамотный

Крестьянин, самоучка

Не грамотный, пенсионер

Не грамотный, пенсионер

Не грамотный

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

 

 

 

Нормальное

Воспоминания слабые

Воспоминания слабые

Нормальное

Воспоминания четкие

Воспоминания слабые

 

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Проспихино

 

С.Зуево

Пашутино

Иркинеево

Иркинеево

Тюхтетский р-он Красноярского края

Ангарский пос.

Во дворе дома

Иркинеево

река

Ангара

 

 

Ангара

Ангара

Ангара

Четь

Ангара

 

Ангара

ближайший крупный населённый пункт

 

 

Манзурка

 

 

 

Белогорский сельсовет

Подъезжал к Заимке, расстояния не помнит

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

6 км

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

Был на поле

 

Шла с вечерки

Дома спал

Стегал березу

В ограде

В лесу

На реке

Во дворе

В поле

4. Чем занимался в этот момент

 

 

 

 

 

 

На охоте

Ехал на Заимку

Возили назем

Ехал на лошади

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

 

До замужества, вышла замуж в 24 года

 

Не помнит

 

1908

Был женатый

Холостой был

Не помнит

2. Возраст в момент наблюдения

 

 

Под 20 лет

18 лет

Лет 17 было

Было лет 60-65

Около 50 лет

Лет 40

Не помнит

Лет 40

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

 

Зима

Летом

Летом

Не помнит

Ноябрь

Зима, перед Мартыном

После посевной

Зима

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

Полдень

 

Вечер

Утром, часов в 8

Не помнит

Близко к ночи

 

Днем

Среди дня

Часов в 7-8 утра

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

 

 

 

Не помнит

Не помнит

 

Не помнит

Не помнит

Не помнит

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 

 

 

Ясная, безветренно

Небо ясное было

Не помнит

 

Небо чистое, холодное время

Не помнит

Ясно

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

 

 

 

Ударило, я ужаснулся

Землетрясение было

 

 

 

 

Сотрясение земли

 

Трясение было

 

 

 

 

Не помнит

 

Землетрясение было

 

Взрывы

 

 

 

Взрывы

 

 

Не помнит

 

 

 

Гром в ясную погоду

Шум был

Звук, вылетели стекла

 

Гром в ясную погоду

 

Стук был

Не помнит

 

Гром грянул

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

 

 

 

 

 

Летел, внешне как самолет

 

Небо раскрылось, как молния пролетела

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

Не видел

Не помнит

 

 

Не видел

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

 

 

 

 

195

 

75

высота

На север

 

 

 

 

 

Низко

35

 

32

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

 

Сначала высоко, а потом исчез за горизонтом

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

 

 

Снижалось, летело с юга на север

Снижалось, как с Катанги на Ванавару

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

 

Летел стороной

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

Не видел

Не помнит

 

 

Не видел

Не мог дать четких ответов

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

Как  самолет

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

Ни с каким

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

Как самолет, а от него хвост  растягивался

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

Размером побольше солнца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

Тело одно, еще раз уточнил, как самолет, с жаром и дымом

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

Хвост растягивался

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

Не видел

 

 

Не помнит

 

Не помнит

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

 

 

Огненная

Не помнит

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

 

Температура не повышалась

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

Вдруг как огонь ширится

 

 

 

 

Не помнит

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

Небо открылось и стало светло как днем, шибко светло

 

 

 

 

Не помнит

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

Не видел

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

Не смог уточнить

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

Не видел

 

 

 

 

Не видел

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

Не видел

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

Как облака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

Скорость вроде как у самолета

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

Шум

 

 

Взрывы, гром

Как из пушки стреляло, только в ушах поет

Равномерный стук

 

Не слышал

Грянул как гром

 

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

 

 

 

Не выделил из общего шума

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

 

дрожание стёкол в окнах

Все удара равномерные

 

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

 

 

Не помнит

Звук был в одном месте, азимут 75 град

Стучало на север повсеместно

 

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

 

 

 

 

Грохотало с полчаса

Был минут 10

 

 

 

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

 

 

Сотрясение земли было много раз

Дрожали стекла

Окошки дрожали

Окошки дрожали

 

В Заимке говорили, что окна дрожали

Окна вышибало

 

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

 

Не помнит

Нет

 

Не помнит

Кони на коленки упали

Кони упали на колени, потом вскочь тащили его волоком км 13

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

 

 

Нет

Не помнит

 

Нет

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Не видел

Не видел

 

Не видел

Не видел

Не помнит

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

 

Испугались

Не помнит

Не помнит

 

Дивились

Не помнит

Не помнит

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

Рассказывали, что окошки дрожали

Не знает

 

В то время тунгусов много погибло, юрт много сломалось, олени пали

Тунгусы говорили, что камень упал и через 5 лет ушел в землю

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

 

Не знает

 

Не знает

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

 

 

Нет

Нет

Нет

Рассказывал новосибирским геологам

Нет

Нет

Нет

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

 

 

Нет

Нет

Нет

Читал много и слышал

Нет

Нет

Нет

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Эпиктетова Л.

Эпиктетова Л.

Эпиктетова Л.

Соснина

Соколова

Соколова

Беликов Вадим Иванович

Соколова

Соколова

Соснина

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт