Трибуна гипотез

Тунгусская катастрофа вот уже три четверти века остается предметом нескончаемых споров. Гипотезы о том, что в районе реки Подкаменная Тунгуска упал гигантский метеорит — пришелец из глубин Вселенной,— вызывают немало возражений. Осколков этого болида до сих пор найти не удалось. Да и как могли астрономы не заметить его приближения?

Некоторые ученые все больше склоняются к мысли, что космический гость представлял собой сгусток из пыли и льда диаметром примерно 300 метров, плотность которого была лишь в десять раз большие, чем у воздуха. В пользу этого предположения говорит не только мощный пылевой след, который оставался в пути движения болида в течение нескольких часов. И даже не удивительное по красоте свечение воздуха, наблюдавшееся в сумерках над территорией Восточной Сибири. Гипотеза о снежно-пылевом составе позволяет объяснить, откуда взялся этот болид.

В небесной механике есть задача о движении трех тел под действием сил взаимного притяжения. Еще в 1772 году известный французский математик и механик Лагранж нашеп решение для ее частного случая — для двух тел. Он показал, что между этими телами могут быть пять точек равновесия, где силы притяжения и каждому из них равны между собой. По имени ученого их стали называть точками Лагранжа.

Точки Лагранжа есть и в системе Земля — Луна Среди них наибольший интерес представляют точки устойчивого равновесия, где меньше всего сказывается влияние Солнца, планет и других небесных тел. По логике вещей, зоны вокруг таких точек играют роль своего рода гравитационных ловушек: попавшие сюда частицы вещества, «раздираемые» равным притяжением к Земле и Луне, должны навсегда застревать в них. Это подтвердил польский астроном К. Кордылевский. В 1961 году в окрестностях точек Лагранжа он обнаружил скопления из частиц пыли и льда, получивших название облаков Кордылевского.

Уже тогда было высказано предположение, что эти облака могут постепенно сгущаться, превращаясь в космические тела с растущей массой. А каждое такое тело должно приводить к возникновению систем «Земля — сгусток» и «Луна — сгусток» со своими точками Лагранжа. И новыми скоплениями вещества в них. В результате за миллионы лет Земля и Луна должны были обзавестись множеством соседей — разнокалиберными новыми космическими телами. Но этого не произошло Почему? Какие силы взяли на себя роль санитаров, очищавших пространство от возникающих сгустков?

По моему мнению, с этой обязанностью вполне могли справиться кометы: практически ведь только они, периодически врываясь в Солнечную систему, нарушают ее извечный баланс сил. Правда, у большинства комет масса невелика. Поэтому и возмущения от них ничтожны. Иное дело — комета Галлея, которая каждые 76 лет возвращается к Солнцу.

Она не только одна из самых больших, но и единственная в своем роде — двигающаяся в направлении, обратном вращению Земли вокруг Солнца, К тому же плоскость орбиты кометы Галлея почти под прямым углом пересекает плоскость системы Земля — Луна. Поэтому образующиеся здесь сгустки вещества никак не защищены от ее воздействия.

Задолго до того, как комета Галлея войдет в Солнечную систему, силы ее притяжения могут нарушить равновесие, в котором пребывают сгустки из пыли и пьда. И они покинут точки Лагранжа. после чего их судьба предрешена: набирая скорость, они устремятся либо к Земле, либо к Луне. Не такой ли сгусток, «выбравший» Землю, и стал причиной тунгусской катастрофы?

Если это так, то становится понятным, почему астрономы не заметили приближения болида — его полет был слишком скоротечным. Получает объяснение и тот настоящий метеорный дождь, который сопровождал события на Подкаменной Тунгуске: комета может «выбить» мелкие тела, уcпевшие образоваться в точках Лагранжа новых систем «Земля— сгусток» и «Сгусток — Луна».

Может возникнуть вопрос: почему события, подобные тунгусской катастрофе, не наблюдались во время прежних вторжений кометы Галлея в Солнечную систему? Думаю, что картина ее воздействий такова, что сгустки вещества, выбитые из точек Лагранжа, обычно устремляются к Луне А падение болида в Землю стало лишь редким исключением из этого правила

А. ДИДКОВСКИЙ.
инженер.