В поисках метеоритных кратеров
"Молодой ленинец", №4(1777) 10 января 1964

Без знания особенностей метеоритных кратеров мы не сможем решить многие вопросы Тунгусского метеорита, — заявил однажды геолог из Новокузнецка Юрий Кандыба. — Метеоритные кратеры есть в Америке, есть в Африке, должны они быть и в Сибири.

С этого дня в разговорах, письмах, на очередных «пятницах» зазвучали названия: Патомское нагорье, Кызыр, Степной Алтай. Исследователи, побывавшие в этих местах, упоминали об окруженных валом больших впадинах, но природу их объясняли по-разному. Одни считали, что это жерла давно потухших вулканов, другие,—что это карстовые провалы, третьи утверждали, что эти. воронки метеоритного происхождения.

— Ты инициатор, тебе и карты в руки, — сказали Ю. Кандыбе, вручая старенькую десятикилометровку.

Началась подготовка очередной экспедиции.

В Сорокинском районе Алтайского края удалось побывать ранней весной, Добраться несложно, недалеко проходит шоссе, рядом с ямами — полевой стан.

Собрались здесь субботним вечером участники КСЭ из разных городов Сибири. — Эти ямы мы зовем «богатырскими юртами», — сказали нам местные жи­тели. — Жили здесь когда-то люди татарского племени, но однажды в тяжелый год подрубили столбы у своих жи­лищ, крыша обрушилась и похоронила их. На месте жилищ стали ямы.

Легенда не новая, а вид воронок действительно необычен. Они оказались значительно больше, чем сообщил обнаруживший их в тридцатых годах доцент Томского университета И. с! Сметанин. Диаметр самой большой из ям составлял 200 метров. Правильной воронкой сужи­ваются склоны ее, а на дне залегает топкое болото. Глубина торфа оказалась более 2,5 метра, значит, возраст ям датируется, по крайней мере, несколькими тысячелетиями. Но самым интересным оказался вал. Правильной формы, он кольцом окружал яму, снаружи переходя в ров с такими же правильными откосами.

— Это дело рук человека, — сказала консультировавшая нас опытный геоморфолог Е. А. Дитрихс, когда последнее предположение о естественном про­исхождении рва и вала было отвергнуто. Работы оказалось вдоволь для всех. Одни тщательно измеряли все три ямы. Другие копали шурфы, отбирали образ­цы почв, грунта. Убеждение, что эти воронки не метеоритного происхожде­ния, росло. Магнитная фракция почвы, обильная на всех известных кратерах, здесь оказалась ничтожно мала и не из­менялась в объеме при удалении от ям. Ямы как бы соединились слабо выражен ной в рельефе просадочной ложбиной. Геологические материалы показали, что под лессом, покрывавшим водораздел, за­легают мощные слои известняка. Повидимому, «богатырские юрты» представ­ляют собой древние карстовые провалы. А какого же происхождения вал и ров, охватывающие самую большую яму? Если вал насыпан выброшенной изо рва землей, то под ним должна сохраниться погребенная почва. Лопата в руках аспи­ранта одного из новосибирских институ­тов В. Папе вскрыла лесс под валом на глубине 3,5 метра, гораздо глубже осно вания вала, но никаких следов погребен­ной почвы обнаружено не было. Одна загадка родила новую. Но не нам их ре­шать, у нас есть своя цель, свои задачи. Патомское нагорье находится в бас­сейне реки Алдана в Иркутской области. Здесь недалеко от реки Хомолхо, право­го притока горной реки Жуи, был обна­ружен геологом В. Колпаковым «загадочный кратер». Известный геолог ака­демик В. С. Обручев предположил, что это кратер старого вулкана, но было и другое мнение, что кратер метеорит­ного происхождения. Удивительным в этом кратере было то, что он своей фор­мой напоминал лунный с характерной выпуклостью в центре.

Ю. Кандыба с товарищами и группа томичей объединили свои усилия для проверки последнего предположения. Путь оказался сложным. Почти всеми видами транспорта добирались они до цели своего путешествия. В поселке Пе­ревоз, старом золотоискательском при­иске, нашли проводника, а за то. что помогли окучить картофель, получили двух вьючных лошадей.

Живописные пейзажи Хомолхо погло­тили добрую часть запасов фото- и кино­пленки. Огромная чаша кратера откры­лась внезапно. Оказывается, о его суще­ствовании не знали даже многие мест­ные жители. Почти две недели прошли незаметно в работе. Несмотря на многие трудности, объем работ был выполнен полностью: топограф 3. Кропотова, Т. Слета, Л. Рогалева занялись съемкой местности, парни — закладкой шурфов.

Спилили росшее внутри кратера дере­во. Возраст его оказался более двухсот лет. Значит, сам кратер не молод, если такие великаны могли вырасти на его боках.

На обратном пути было всякое: тону­ли лошади, тонули сами, подолгу сиде­ли без продуктов, но все обошлось бла­гополучно.

Недавно Кандыба прислал подробное письмо. Он сообщает, что в шлихах об­наружено значительное количество оплавленных шариков, похожих на ме­теоритную пыль. Встречаются и более крупные, размером в ноготь, металличе­ские частицы. Теперь дело за спектральным анализом: он даст точный ответ на вопрос о происхождении этих частиц.

Вполне может быть, что в недалеком будущем на карту Сибири будет нанесен первый метеоритный кратер, а КСЭ бу­дет готовиться к стационарному его изу­чению.

Рубрику «КСЭ подводит итоги года» ведут сотрудники нештатно­го отдела науки Н. Васильев, Ю. Льнов, В. Фаст, Д. Каргополов.

Что это — кратер вулкана, место падения космического пришельца или дел рук человеческих?
Группа «метеоритчиков» занята поисками разгадки этой тайны.