Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
Г.А.Иванов, Кометный ледоход над Евразией
Maria Cristina Valsecchi, Crater From 1908 Russian Space Impact Found, Team Says
Иванов Г.А., Над Атлантикой и до Тунгуски
Новые загадки Тунгуски
Кратер на месте падения тунгусского метеорита
Начат пересмотр географии Тунгусской катастрофы
Тунгусская аномалия: ревизия географии
David Chandler, Crater candidate spotted in Tunguska
Похищен "осколок" Тунгусского метеорита
Обнаружен кратер от тунгуского метеорита
Пятьсот перуанских семей заболели после падения метеорита
В кратере перуанского метеорита
Эксперты определили состав перуанского метеорита
Метеоритная болезнь
Результаты экспертизы перуанского метеорита
Nicholos Wethington, Tunguska Meteoroid's Cousins Found?
Tunguska Party-Time in Siberia in 2008
Roger Darlington, What caused the Tunguska explosion?
Lucy Sherriff, Scientists ID possible Tunguska crater
Astronomy Picture of the Day
Sandia supercomputers offer new explanation of Tunguska disaster
Crater From 1908 Russian Space Impact Found, Team Says
A POSSIBLE IMPACT CRATER FOR THE 1908 TUNGUSKA EVENT?
Crater Could Solve 1908 Tunguska Meteor Mystery
Тунгусский метеорит на дне озера
Crater Could Solve 1908 Tunguska Meteor Mystery - 2
Crater could solve Siberian meteor mystery - 3
Tunguska Crater Discovered?
Тайна Тунгусского метеорита разгадана?
Famous 1908 Impact Crater Found?
27 June 2007 tw (Chinese)
Scientists ID possible Tunguska crater
Обнаружен кратер от Тунгусского метеорита
Scientists discuss new version of Tunguska meteorite mystery
Cosmic Collision: "The Lake Cheko - Tunguska 1908 Bolide Event
Итальянские ученые утверждают, что нашли кратер, оставленный Тунгусским метеоритом
Каталог
Метеоритная болезнь
Падение метеорита в Перу породило множество слухов и версий
21.09.2007, 20:32:10http://lenta.ru/articles/2007/09/21/meteorite/
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Публикации » 2000-2009 » 2007 » Метеоритная болезнь

Метеорит, упавший 15 сентября в Перу, произвел впечатление не только на местных жителей, но и на СМИ всего мира. В отсутствие окончательных официальных заявлений диаметр образовавшегося кратера варьирует от 12 метров до 30, число пострадавших - от 200 до 600, а причина случившегося - от самовнушения до падения американского спутника-шпиона на ядерном топливе, сбитого самими американцами.

Факты

Вечером 15 сентября жители деревни Каранкас, расположенной в области Пуно в Перу, недалеко от границы с Боливией и около озера Титикака, услышали шум, напоминающий звук падения самолета, а затем грохот. Отдельные очевидцы также наблюдали в небе огненный шар.

Перуанцы быстро вычислили, куда упал объект, и обнаружили в том месте воронку, размеры которой в СМИ варьируют от 12 метров в диаметре и 5 метров глубины до 30 метров в диаметре и 8 метров глубины. По некоторым данным, люди, не обращая внимания на резкий запах, пытались отколоть кусочек "светящегося камня", надеясь извлечь из него какую-нибудь выгоду. Остается предполагать, что в тот момент воронка еще не была целиком заполнена мутной водой, хотя другие источники утверждают, что была, причем вода кипела и бурлила.

Вскоре жители деревни стали в массовом порядке жаловаться на недомогание, тошноту, головную боль, рвоту, понос и раздражение кожи. Разъяснить вредоносный метеорит отправились несколько полицейских. Однако только у Зощенко милиция неуязвима для загадочных воздействий, а перуанская полиция, как оказалось, очень даже уязвима - представители власти были госпитализированы с теми же симптомами.

Власти направили в Каранкас врачей из Пуно, столицы области, которые открыли специальный временный пункт медицинской помощи. Количество заболевших и обратившихся за помощью точно не известно: называются числа от 200 от 600 человек, еще одна версия - 500 семей. Всего в Каранкасе проживает около 3000 человек.

Какие именно заболевания были обнаружены у пострадавших, толком не сообщается. Известно, что серьезных случаев нет, что на всякий случай взяты анализы крови, мочи, образцы тканей, что в ближайшие месяцы будет проведено несколько дополнительных проверок.

Воронку из соображений безопасности огородили, любопытным запретили к ней приближаться. После полицейских к месту катастрофы отправились ученые, но загадочный объект и на этот раз оказал сопротивление: несмотря на защитные маски, некоторые из них почувствовали жжение в слизистых оболочках носа и рта.

Метеорит впечатлил не только людей, но и животных. Крестьяне жалуются на то, что скот ведет себя странно, отказывается есть, болеет, а один бык даже умер.

Однако в целом прагматичные перуанцы уже оправились от испуга и принялись размышлять, как бы извлечь выгоду из случившегося. "Эксперты из Японии и других стран объяснили, что ничего плохого там нет, и тогда мы решили, что это принадлежит нам", - сообщил журналистам Бенито Пари (Benito Pari), назвавшийся вице-губернатором деревни. "Мы это выкопаем. Ученые говорят, что это часть какого-то расколовшегося на кусочки мира. Это чего-то да стоит". Жители деревни подумывают устроить около воронки туристическую тропу и маленький музей.

Официальные версии

Единственным твердым заявлением, которое сделали ученые (геологи из Перуанского геофизического института) и поддержали власти, остается утверждение, что упал именно метеорит (ряд иных версий можно найти ниже), причем состоящий в основном из металла. Ранее метеорит называли каменным, что вызвало сомнения у астрономов: каменный метеорит такого размера не долетел бы до поверхности планеты, сгорев в атмосфере.

Специалисты из Перуанского института ядерной энергии считают, что метеорит был менее метра в диаметре в тот момент, когда врезался в почву. Заметим, что метр - это очень много для метеорита. Отчетливых сообщений о его дальнейшей судьбе не поступало. Неясно, остался ли он в яме или же был выкопан и куда-то переправлен, проведен ли его непосредственный анализ (геологи работали с пробами воды и почвы из воронки).

Объяснить, что именно вызвало жалобы жителей на недомогание, пока никто не взялся. Основных версий две. Согласно первой, из-за удара, сопровождавшегося резким повышением температуры, в воздух попали ядовитые вещества: метан, сероводород, соединения мышьяка или аммиак. Свою роль могло сыграть и выделение большого количества углекислого газа - сам по себе он не ядовит, но если его много, то людям может не хватать кислорода.

По другой версии, отравления как такового не было. Был резкий запах, испуганные жители сочли себя отравленными, а затем паника быстро охватила всю деревню. Подобные случаи массового самовнушения неоднократно встречались и хорошо известны медицине. Любопытно, что психоз охватил и полицейских, и ученых.

Альтернативные версии

Противоречивые сведения и отсутствие твердых выводов порождают благоприятнейшую почву для домыслов. Если продолжать разговор о научных сенсациях, то приходится дополнить классификацию третьим типом сенсаций: необъяснимое (желательно страшное) явление, требующее научного вмешательства.

Первой и самой недолговечной версией случившегося стало нападение чилийцев. Услышав грохот, некоторые жители решили, что давние соседи-соперники развязали войну.

Другие перуанцы подумали о землетрясении. По данным ученых, сейсмические колебания действительно присутствовали, но их сила составила около полутора баллов - почувствовать такие толчки, не находясь в состоянии полного покоя, довольно трудно.

От версии землетрясения тоже быстро отказались, однако предположение о том, что главная причина находится внизу, а не вверху, стало очень популярным, причем его нельзя не признать логичным. Все специалисты сходятся на том, что сами газы имеют земное происхождение, метеорит лишь послужил причиной их высвобождения. Некоторые ученые, однако, допускали, что метеорита вовсе не было, а было какое-то проявление вулканической активности, возможно, забил гейзер.

Большой популярностью пользовалась версия о падении искусственного спутника. Пожалуй, самый экзотичный ее вариант был опубликован на англоязычной версии сайта "Правда.Ru". В статье содержатся ссылки на экспертов российской военной разведки, которые установили, что на самом деле упал спутник-шпион KH-13, один из самых секретных спутников США, направлявшийся в Иран. Основной двигатель спутника работает на радиоактивном плутонии-238, который и облучил местное население. Самое интересное, что сбили спутник, по мнению анонимных разведчиков, сами американцы.

Александр Бердичевский