Радик КАГИРОВ, Война людей и камней
"Известия", 27 декабря 2002 г.

Спецэффекты против космического Армагеддона МЕЖПЛАНЕТНОЕ Наша планета подобна движущейся мишени под обстрелом множества астероидов. Удар космической глыбы диаметром всего 10 км может если не уничтожить человечество, то отбросить его в каменный век. Даже 50-метровый объект вызовет значительные разрушения — в лучшем случае повалит сотни квадратных километров леса, как на Тунгуске. Ученые вместе с военными аналитиками ломают копья, споря о том, насколько велика вероятность попадания «в яблочко». Пока сошлись на том, что она не больше шансов оказаться в авиакатастрофе — 1/5000. Но ведь бывает, что и случайная пуля убивает

Внезапного появления опасного объекта можно ожидать когда угодно. Один из них, 70-метровый астероид, был обнаружен на 4-й день после его... пролета мимо Земли 8 марта 2002 года. На манер опытного летчика в воздушном бою он зашел со стороны Солнца, куда не наводят телескопы, чтобы не повредить элементы аппаратуры. «Хочешь жить — сумей увернуться». На создание «космического щита» мобилизуются лучшие умы. Речь идет о создании единого фронта против «вторжения». Под патронажем департамента обороны и космического командования США планируется создать особый «координационный штаб», куда стекались бы все астрономические «разведданные».

Законченной «доктрины» пока нет. Рассматриваемые сценарии упреждающих контрмер эффектностью и масштабностью напоминают голливудские постановки. Правда, до героического участия отчаянных бурильщиков-подрывников, как в фильмах-катастрофах «Армагеддон» и «Столкновение с бездной», вряд ли дойдет. Битва будет слишком жесткой и скоротечной даже для автоматических аппаратов. Им предстоит либо отвернуть угрожающий объект в сторону, либо разрушить его на мелкие фрагменты — ядерным зарядом, лазером или сфокусированным солнечным лучом.

Итальянец Клаудио Макконе, сотрудник Центра астродинамики, рассуждая по-бойцовски, объясняет, что в боксе крайне трудно отклонить прямой удар. Вместо «лобового» ответа боксеру лучше сделать шаг в сторону и легким толчком кисти сбить скользящий удар. Поэтому боевитый ученый предложил выставить в космосе несколько ракет, «дежурящих» в отдаленных точках. В случае приближения астероида они могли бы ударить по нему под углом до 90 градусов и отклонить его в сторону. В далеком будущем планируют создать эскадрильи патрульных кораблей по охране планеты и построить вооруженный форпост на Луне. А когда космические корабли станут мощнее, можно будет брать астероиды «на абордаж», отбуксировать в качестве трофеев и добывать из них полезные ископаемые.

С небольшими астероидами проще. Возможно, по ним и бить не придется. Американский планетолог Джозеф Спитэйл предложил отклонять их в сторону путем перекрашивания. Изменения количества отражаемого солнечного света и иные показатели теплоотдачи могут сказаться на параметрах орбиты астероида по эффекту Ярковского. Это долго остававшееся недооцененным явление, описанное в 1900 г. русским ученым Иваном Ярковским. Величина эффекта относительно мала, но она накапливается со временем, и таким способом можно отклонять объекты размерами до 300 м.

К тем объектам, с которыми придется биться, нужно пристреляться, чтобы в реальном бою среагировать быстро и безошибочно. Ударить в астероид не проще, чем попасть из снайперской винтовки в пуговицу с расстояния в несколько километров. Необходимы «противоастероидные учения», имитация нападения «потенциального противника» и отработка ответных действий.

Один из экспериментов на подходе. Раньше побоища начинались с поединка единоборцев. Возможно, космическое сражение с «каменными гостями» начнется с «рыцарской» схватки. Ее сценарий под названием «Дон-Кихот» написан испанской компанией Deimos-Space. У Сервантеса «печальнообразный» идальго как на реального врага бросался на мельницу, а тут он будет биться с вертящейся глыбой. Какому-то из мирно летящих мимо астероидов («кастинг» еще идет) отведут роль угрозы и мишени. В него врежется «Идальго» со скоростью 1 км/с. Другой спутник — «Санчо», как и положено, будет смотреть на зрелище со стороны, чтобы поведать о деталях схватки. Он запечатлеет сцену космической драмы и передаст информацию о том, как изменилось поведение астероида после удара.

Оригинальность таких проектов омрачается тем, что если просчитаться, то можно и прослезиться. Вместо того чтобы отвести опасный объект подальше, можно неумелым межорбитальным маневром нацелить его на прямое попадание. Поэтому прежде чем изменить орбиту астероида, его параметры надо очень точно измерить.

Понадобятся эксперименты. Автор данной статьи предлагает развертывать в космосе «неправильные» вращающиеся объекты. Поворачиваясь к Земле разными боками и неоднородно отражая солнечные лучи, они создадут визуальные эффекты изменения блеска. Наблюдения за мерцанием искусственных объектов позволят повысить эффективность обнаружения реальных угроз.

Образовавшиеся в результате многих соударений малые планеты имеют весьма причудливые очертания. По изменениям интенсивности отражаемого света сложно судить о строении осколков, порой напоминающих фигуры из головоломок. Но можно точнее настроить аппаратуру слежения за космическими обломками, наблюдая за отражениями от «надувных муляжей», характеристики которых хорошо известны. Подобным образом поступают телеоператоры, настраивая аппаратуру. Еще до прибытия «звезды» они наводят свои камеры на ее «дублера». Так фотопробы астероидных «двойников» могут помочь детальнее распознать свойства реальных «блуждающих звезд».

У них «тяжелый характер» и блеклый вид, они непредсказуемы, изворотливы и многолики. Некоторые загримированы темной окраской. Они себе на уме, скитаются вдалеке, не привлекая особого внимания. Но какие-то, возможно, готовятся сыграть роль злодея. А на Земле напряжение нарастает — кому война, а кому зрелище. Лучше заранее прорепетировать сцену «разоблачения» и отработать приемы, чтобы избежать трагической развязки. Что произойдет в конечном счете — опустошительная катастрофа или очистительный катарсис, зависит во многом от нас самих.