Сергей ЛЕСКОВ, Вся жизнь — под космическим ударом
"Известия", 6 сентября 2002 г.

ПАДЕНИЕ

Вся жизнь — под космическим ударом
Найден метеорит, который уничтожил первую Землю

В Австралии обнаружены следы, древнейшего метеорита, который 3,5миллиарда лет назад упал на Землю и изменил ход эволюции на планете. Размеры космического камня намного превосходят все обнаруженные ранее и оцениваются в 50 км в поперечнике. Его масса как минимум втрое больше массы метеорита, который 65 миллионов лет назад погубил динозавров.

Падение даже небольшого Тунгусского метеорита в 1908 году, который имел диаметр всего 30 метров, уничтожило леса на площади в 2 раза большей размеров современной Москвы и вызвало в Сибири сильные дожди и длительное понижение температуры на 0,3 градуса. Столкновение с крупным телом может привести к эффекту, подобному библейскому всемирному потопу, который современная наука склонна рассматривать именно как следствие такой космической встречи. Расчеты Вычислительного центра РАН говорят, что последствия от удара сравнимы с «ядерной зимой» в случае глобального ядерного конфликта. Недавно астрономы неподалеку от Плутона обнаружили самый большой из известных астероидов — КХ76 размером 1200 км. Но опасность столкновения с ним практически нулевая.

Группа исследователей из Стэнфордского и Луизианского университетов США в последнем номере журнала Science рассказала о залежах так называемых сфериклов — миниатюрных шариков оплавленных циркония, иридия и некоторых редкоземельных элементов, которые служат типичным доказательством падения на Землю крупного космического тела. Возраст шариков циркония 4,7 млрд лет, больше возраста Земли. Вероятнее всего, они доставлены метеоритом, залетевшим из «пояса астероидов» между орбитами Марса и Юпитера.

Падение астероида, который 65 млн лет назад вызвал исчезновение динозавров, оставило пласт сфериклов толщиной всего 2 см. Сфериклы, найденные в Австралии, имеют возраст 3,5 млрд лет и лежат в пластах толщиной 20—30 см. Расчеты показывают, что такой след мог оставить метеорит диаметром от 20 до 50 км. При падении на Землю подобной скалы высвобождается энергия, эквивалентная взрыву миллионов атомных бомб среднего размера, в результате чего по океану должны пронестись цунами многокилометровой высоты. Такие цунами, без сомнения, должны были без следа смыть весь слой плодородной почвы. Экспедиции удалось обнаружить следы эрозии, вызванной приливными волнами. Осадочные породы содержат куски метеорита и скал, вырванных из кратера, образовавшегося при взрыве.

Могла ли эта катастрофа уничтожить земную жизнь, которая тогда только зарождалась? В те далекие времена все население планеты составляли лишь неприхотливые микроорганизмы, которые по крайней мере в наши дни демонстрируют удивительную способность выживать в любых условиях. Они живут даже во льдах Антарктиды, в водах кипящих термальных источников и даже на дне океана, где нет ни света, ни кислорода...

Как бы то ни было, по мнению исследователей, падение метеорита резко изменило ход эволюции уже за счет того, что на Земле резко похолодало. До падения средняя температура на планете составляла 85 градусов Цельсия. А это, как следует из примера горячей Венеры, не способствует развитию высокоорганизованной жизни. Так что столкновение с метеоритом могло стать тем фактором естественного отбора, который устранил с исторической сцены заведомо слабых игроков и предоставил шанс далеким предкам homo sapiens.

КСТАТИ