Со времени падения Тунгусского метеорита, самого значительного небесного объекта столкнувшегося с Землей в 20 столетии, прошло сто лет. Споры о том, с чем столкнулась планета, не прекращаются до сих пор. Если в первой половине века сложности изучения этого явления были связаны с труднодоступностью места падения, то во второй половине – с недостатком данных, а также практической недоступностью первичных материалов о проведенных исследованиях в районе катастрофы.

Около тысячи исследователей посвятило Тунгусскому явлению годы своей жизни. Тем не менее, обоснованного научного понимания того, что произошло над сибирской тайгой 30 июня 1908 года, до сих пор нет. Сложившаяся ситуация вокруг явления создает широкое поле для псевдонаучных спекуляций, большая часть которых не возникла бы в случае доступности результатов экспедиций, прежде всего, конца 20-х годов (Кулик Л.) и 50 комплексных самодеятельных экспедиций (КСЭ) (Васильев Н.В., Плеханов Г.Ф., Дорошин И.К.).

Научной проблемой проекта является изучение Тунгусского феномена, требующее на данном этапе создания фактографической электронной коллекции.

Тунгусский феномен индуцировал разные формы исследования данной проблемы. От фантастических гипотез до тщательного многолетнего изучения физико-химических свойств окрестностей горы Стойкович, рядом с которой отмечен гигантский вывал леса, произошедший в 1908 году. Само по себе существование столь широкого спектра мнений является необычным и представляет собой социологическую проблему, требующую решения. И, наконец, существование комплексной самодеятельной экспедиции в течении более 45 лет, тридцать из которых экспедиция просуществовала в СССР и уже 15 лет в Российской Федерации, является социальным феноменом. Стоит отметить, что в советское время КСЭ получала финансирование в небольших объемах от госорганов, а в постперестроечное время не получала такой поддержки. Тем не менее, экспедиции продолжаются и организуются за счет средств участников. Наряду с научными результатами экспедиции, опубликованными в научных журналах, существует широкий пласт материалов, который можно отнести к самодеятельному творчеству, созидательному интеллигентному и интеллектуальному фольклору, начиная с конца пятидесятых вплоть до середины 90-х. Нам не известны какие-либо материалы подобного рода, публиковавшиеся в печати. Среди этих материалов несколько десятков альбомов, содержащих материалы о проведенной или подготавливаемой экспедиции. Их в КСЭ называли курумниками. Курумники делались для внутреннего пользования и были ориентированы на ту среду, в которой они создавались. Фактически это была форма ухода образованных людей от пропагандируемого официозом образа жизни. В те времена были и другие способы, наиболее известным из которых является диссидентство. Изучение этих механизмов остается актуальной проблемой и в настоящее время.

Второй проблемой, на которую ориентирован проект, является подготовка фактографической коллекции и мультимедийных материалов для изучения механизмов образования, выживания и саморегуляции в социальных группах, созданных по интересам их участников, на примере архивных материалов КСЭ. Для решения данной проблемы и создается фактографическая коллекция электронных материалов, включающая в себя почти сотню альбомов, около 5000 описанных фотографий, сборники поэтического творчества участников КСЭ и т.д.

2006